"Глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, предлагается освободить от обязательного наличия карточки продавца и предоставлять им торговые места на универсальных рынках по договорам упрощенной формы", - рассказали "Российской газете" в ведомстве.
Для этого разработаны поправки в Федеральный закон "О розничных рынках". Минсельхоз уже получил положительный отзыв на законопроект в правительстве, также документ принят Госдумой в первом чтении. Снятие административных барьеров должно снизить затраты малых сельхозпроизводителей, расширить ассортимент и увеличить долю фермерской продукции на рынках, отметила замминистра сельского хозяйства Оксана Лут. Поправки серьезно помогут тем, кто хочет реализовать свою сельхозпродукцию, не являясь при этом предпринимателем.
"Любое снятие ограничений с торговли для потребителей означает, что они смогут купить больше товаров. Ограничения в рыночной экономике имеют большое количество издержек - расходы на оформление документов, на коррупцию и так далее. Все это производители закладывают в стоимость продукции", - отметил в разговоре с "РГ" аналитик аграрного рынка, доктор экономических наук Леонид Холод.
Рыночная среда всегда была достаточно агрессивной, а к мелким производителям отношение и вовсе сложное, продолжают эксперты. Обособление и придание особого статуса позволит им больше заниматься производством, а не тратить время на оформительские процедуры.
Однако в этой либерализации норм торговли есть опасность - не исключено, что новыми условиями смогут воспользоваться не реальные садоводы и фермеры, а перекупщики их продукции. "Поэтому должны быть разработаны подзаконные акты с четкими критериями, регулирующими этот процесс. Например, перекупщиков и спекулянтов можно отследить через объем продаваемого товара. Условный садовод не может торговать картошкой или яблоками со своего небольшого участка целый год - у него столько не вырастет. Кроме того, можно четче сформулировать условия регистрации мелких производителей", - сказал Леонид Холод.
В любом случае профессиональные перекупщики, умеющие обойти нормы закона, всегда найдутся. "Если их будет не больше 10 процентов от общего объема мелких торговцев, можно будет сказать, что закон работает хорошо", - отметил эксперт.
Что касается соблюдения ветеринарной и фитосанитарной безопасности товара, которая всегда служит аргументом противников малых форм производства и торговли, то эксперты тоже не видят здесь особых сложностей. Администрации рынков одинаково проверяют качество товара от любых производителей - и мелких, и крупных, отмечают эксперты.
Министерство сельского хозяйства разработало проект новой доктрины продовольственной безопасности России с учетом появления новых рисков и угроз из-за экономических санкций в отношении России, говорится в сообщении ведомства.
Главная новация проекта - изменение методики расчета показателей продовольственной безопасности. Вместо удельного веса отечественного производства в общем объеме внутреннего рынка предлагается использовать показатель самообеспеченности продовольствием.
При превышении 100 процентов этот показатель также показывает экспортный потенциал отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Кроме того, вводятся индикаторы экономической и физической доступности продовольствия для населения страны.
"Предыдущая доктрина принималась, когда стояла задача обеспечить выполнение контрольных цифр по производству. Но в развитых странах продовольственная безопасность всегда оценивается по двум направлениям: первое - возможность страны обеспечить себя достаточным количеством еды и второе - обеспечить ее доступность для людей. Я бы добавил к новой доктрине еще критерии технологической зависимости от импорта. Ну, согласитесь, смешно нам до сих пор закупать за границей посадочный материал, яйца, сперму животных или семена сахарной свеклы. Все это мы можем произвести сами", - считает Леонид Холод.