Во многих странах в разные годы разрабатывались методы оценки правозащитной ситуации, но, несмотря на то что везде исследовались права человека, выработанные критерии измерения всегда значительно разнились. Они зависели от имеющихся на данный момент конкретно-исторических условий: уровня развития экономики этого государства, гражданского общества, демократии и пр.
Критерии оценки отдельных видов или групп прав для российских уполномоченных по правам человека были предложены учеными А.С. Автономовым и И.Н. Гавриловой. В 2011 году они разработали так называемую шкалу измерения прав человека, по которой ситуацию можно оценить как "критическую", "требующую корректировки" или "нормальную, терпимую". Но это лишь один из шагов на этом пути. Системный анализ деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ позволил наметить ряд показателей (география жалоб, доступность правосудия, интенсивность законотворческой деятельности и др.), на основании которых можно вывести индикаторы оценки прав человека.
Аппарат Уполномоченного применяет для оценки правозащитной ситуации различные методы. И в первую очередь это опросы общественного мнения и составление георейтинга. Уже третий год подряд Фонд "Общественное мнение" проводит для нашего Аппарата исследования и социологические опросы населения, позволяющие оценить уровень защищенности прав и свобод граждан. Так, в 2017 году преобладала положительная оценка уровня соблюдения прав человека, однако в прошлом году опросы, к сожалению, продемонстрировали рост недовольства граждан уровнем соблюдения прав: большинство респондентов (52 процента) отметили, что, по их мнению, права человека в России соблюдаются плохо. И для нас, и для власти, и для институтов гражданского общества это, конечно, очень важный индикатор.
Мы создали так называемую карту состояния прав человека по каждому региону. Например, право на бесплатную медицинскую помощь не только сохраняет лидерство в рейтинге наиболее значимых прав (показатель значимости - 78 процентов), но также отмечено опрошенными как самое низко обеспеченное и плохо реализуемое. Данный вопрос наиболее волновал жителей Центрального, Южного и Сибирского федеральных округов. А, к примеру, наибольшее число обращений по жилищным вопросам поступило из Московской области и Краснодарского края. Второй важный индикатор - это количество удовлетворенных жалоб и восстановление нарушенных прав с участием Уполномоченного по правам человека. В 2018 году в Аппарат федерального омбудсмена поступило 38 698 жалоб от граждан и их объединений, из них 1728 (4,47 проц.) - коллективные. Нам удалось восстановить нарушенные права более 184 тысяч людей. Это и вопросы, связанные с выселением из жилья, и прекращение незаконно возбужденных уголовных дел, и освобождение из-под стражи инвалидов, и многие другие.
Еще несколько индикаторов, которые важны для оценки прав человека: уровень коммуникаций между российскими уполномоченными и омбудсменами зарубежных государств, количество посещений общественными комиссиями учреждений пенитенциарной системы, иммунитет неприкосновенности заявителя, интенсивность законотворческой деятельности, доступность правосудия. Что касается последнего, с сожалением приходится констатировать, что сегодня уголовно-процессуальный кодекс позволяет отказать в возбуждении уголовного дела, что означает поставить преграду на пути доступа к правосудию. Человек лишен возможности в условиях состязательности доказывать, что он потерпевший и имеет право на возмещение ущерба. Здесь интересен опыт Украины, Молдовы и других государств, которые отказались от стадии возбуждения уголовного дела и начинают процесс сразу с подачи заявления.
Анализируя опыт зарубежных коллег, мы видим, что нам есть еще над чем поработать. Например, в шведской модели омбудсмен имеет практически такие же права, как прокурор, и может возбудить уголовное дело. Аналогичная система существует в Иране. В Армении омбудсмен реагирует не только на нарушения прав человека со стороны государства, но и частного лица, владеющего, например, медицинским или образовательным учреждением.
Сегодня можно признать, что в России созданы необходимые формальные предпосылки для реализации гражданами своих основных прав. Однако, несмотря на это, нужно констатировать, что существует заметный разрыв между декларированием прав и свобод и их реальным воплощением в жизни. Права и свободы граждан достаточно часто нарушаются, а нередко такие нарушения носят системный характер. При этом меры, предпринимаемые для устранения таких нарушений, зачастую рассогласованы и непоследовательны. Поэтому как никогда остро стоит необходимость разработки национальной стратегии по обеспечению гарантий прав и свобод граждан в РФ. Такая стратегия стала бы "дорожной картой" для государственных структур и общественных организаций.