Радзиховский: Состояние науки определяет интеллектуальную экологию страны

После смерти Ж.И.Алферова в России больше нет лауреатов Нобелевских премий (НП) в области науки.

НП - один из важных маркеров уровня науки в стране.

Как определять, измерять "валовый научный продукт" (ВНП) страны? Сейчас науку делают "большие батальоны". Известное определение: "прогресс" - это, когда в Тульской писательской организации 100 членов, а 100 лет назад был один Толстой", - к науке относится еще больше, чем к литературе. Число научных работников за 100 лет выросло в Европе больше, чем в 100 раз, а в Мире - наверное, больше, чем в 1000 раз. Значит ВНП измеряется числом публикаций? Но только макулатуру принимают по весу - литературу понимают по смыслу. "Тульская организация" не сочинит "Анну К.". Для научных текстов это не менее справедливо.

Индекс цитирования? Теплее, ведь все-таки измеряется какая-то востребованность, оценка. Но понятно, и тут полная неравномерность: если 1 статью процитировали 1000 раз, то ее научный вес больше, чем у 1000 статей, которые процитировали по одному разу. В науке "бесконечно-малые результаты" не суммируются, не переходят в новое качество, не формируют новый гештальт. Идеи не восходят "снизу вверх", а спускаются от Интеллектуальных Аристократов - в широкие научные массы. Такова - до сих пор! - роль личности в истории науки. В научном продукте самое главное - эвристичность, новизна, "харизма идеи", "красота мысли" - как это померить? В итоге остается один критерий - экспертная оценка. Элитно-экспертная.

И тут более авторитетной экспертизы, чем НП, в течение XX - начала XXI века так и не появилось, хотя есть несколько премий близкого уровня (они хорошо друг с другом коррелируют). НП - Верхняя Планка личных достижений и уровня научной школы, университета, страны. Да, инфляция идет во всех областях - Нобелевские медали сейчас весят меньше, чем премии Эйнштейна, Бора или Флеминга. Но НП по-прежнему емкий и наглядный способ определения уровня науки в стране.

Нобелевская премия - Верхняя Планка личных достижений и уровня научной школы, университета, страны

Да, наука - 100% космополитична, ее результаты и методы абсолютно тождественны в Кембридже и Воронеже, если это, конечно, наука. Ученые - сущие цыгане, как футболисты, пианисты или менеджеры ТНК. Они почти так же свободно перемещаются по миру, как и сама информация, идентифицировать их с какой-то страной все труднее и труднее. Их родина - лаборатория, а "государственная принадлежность" определяется не паспортом, а местом ОСНОВНОЙ работы (почти для всех ученых это определить все-таки можно).

Но если для Науки (и для многих ученых) "государства" не важны, то для государств наука, в том числе фундаментальная, фундаментально важна для оценки реального влияния страны на жизнь современного Мира. Состояние науки влияет на качество жизни людей, во многом определяет интеллектуальную экологию ("ноосферу") страны, уровень "озона рациональности". ВНП важен для величины ВВП, решающе важен - для оценки качества и перспектив ВВП.

Для Государств есть несколько престижных клубов, куда стремятся. Политически самый важный - постоянные члены СБ ООН, те самые, которые имеют право вето и "равнее других". В этот клуб Россия, как известно, входит. Входит она и в Ядерный Клуб, причем на правах Старшины (наряду с США). Входила в G8 - ну, теперь в G7 больше не входит, но член G20.

А как обстоит дело с клубом Интеллектуальных Лидеров, Нобелевским научным клубом (ННК)?

Россия вошла в ННК в 1904 г. - И. Павлов получил НП по физиологии. В те незапамятные времена в НК было всего 7 стран (15 лауреатов): Англия, Германия, Франция, Швеция, Голландия, Дания, Россия. Сейчас все эти страны в ННК остались, кроме вот России...

Россия не первый раз выпадает из ННК. В 1936-м умер Павлов, после этого 20 лет СССР не имел ни одной НП. Не случайное совпадение, что именно в эти годы СССР был максимально закрыт. И едва только железный занавес-шлюз приподнялся - НП прямо хлынули в СССР. 1956-й - Н.Семенов. 1958-й - П.Черенков, И.Тамм, И.Франк. 1962-й - Л. Ландау. 1964-й - Н. Басов, А. Прохоров. Это был Пик советской (российской, т.к. все лауреаты работали в Москве) науки. Премии были и потом: 1975-й - Л. Канторович (премию Мира в тот год получил А. Сахаров), 1978-й - П. Капица. Потом наступил длинный тайм-аут, только в 2000 г. НП получил Ж. Алферов, а в 2003-м - В. Гинзбург и А. Абрикосов (к тому времени уже давно работал в Америке, был гражданином США). В 2010-м НП получили два выходца из России, работающие в Англии, А.Гейм и К. Новоселов, их премии справедливо считать "английскими".

Наука - 100% космополитична, ее результаты и методы абсолютно тождественны в Кембридже и Воронеже

Сразу бросается в глаза, что ВСЕ НП в СССР (кроме Семенова и Канторовича) - по физике. Такая болезненная односторонность советской науки (мировой уровень только в физике и математике) общеизвестна, определялась ролью ВПК в финансировании, отборе талантливых людей. Что ж, поговорим о наших сильных "физических качествах".

Золотой век советской физики - 1960-е годы. В 1967-м СССР находился на 3 месте в Мировом рейтинге НП - 3 премии, 6 лауреатов, сильно отставал от США, почти вровень с Англией, впереди ФРГ, Франции и еще 5 стран, имевших НП по физике.

Сегодня НП по физике есть в 13 странах. 43 лауреата в США, 7 - в Японии, 5 - в Англии и т. д. В РФ с 1 марта - никого. Смерть одного человека - случайность, но выпадение страны из ННК - нет. Есть ли у России шанс "вернуть прочные позиции в Клуб"? Это возможно - корни не вырваны, традиции есть, образование сохраняется. Но чтобы РЕАЛИЗОВАТЬ подобный шанс, нужны не ритуальные словесные танцы, а совсем иное отношение к Науке, чем то, что есть сейчас - у Государства, Бизнеса, у общества в целом. Эту аксиому все время повторял Ж.И. Алферов.