1. Зачем столице наращивать строительство жилья? На продажу? Ведь уже сейчас житель любого города страны, если у него заводятся лишние деньги, первым делом покупает квартиру в Москве? Какая польза от этого самим москвичам?
Марат Хуснуллин: Задачу увеличить в ближайшие годы в полтора раза строительство жилья поставил перед главами регионов на недавнем Госсовете президент Владимир Путин. Оценив свои силы и ситуацию в столице, мы пришли к выводу, что эту задачу выполним. Сейчас в городе строится не менее 3 млн квадратных метров жилья, а в 2023-2024 годах сможем увеличить до 5 млн квадратных метров в год. Теперь о том, зачем это нужно городу и его жителям. Еще совсем недавно Москва старела, так как происходило обветшание фонда недвижимости. И если бы еще в течение 10-15 лет не принимать никаких мер, аварийные дома в городе начали бы появляться в геометрической прогрессии. Сейчас же Москва реально обновляется, молодеет. То же самое могу сказать о нежилом фонде. Дело в том, что Москва - один из немногих мегаполисов мира, где коммерческой недвижимости строится больше, чем жилья. Для нас это важно, так как это налоговая база, качество жизни.
2. Москва строит не только жилые дома, но и ставит рекорды по развитию общественного транспорта. В прошлом году, например, впервые за историю Московского метрополитена в городе было построено 17 станций метро. Каждый год прокладывается 100 и более км новых дорог. Цель такого масштабного строительства?
Марат Хуснуллин: Мы не просто строим другое жилье, мы создаем качественно новую городскую среду, другой образ жизни москвичей. Это при советской власти заводы были в промзонах, а жилье - в спальных районах, и горожане перемещались между домом и работой через полгорода. Сейчас весь мир развивается на базе концепции комплексной застройки. И Москва тоже встала на этот путь. То есть в пешей доступности от жилья создаются рабочие места, развивается социальная инфраструктура. Все это мы делаем в Москве уже не первый год. Кстати, теперь такая задача - комплексности развития территорий - на Госсовете поставлена перед всеми регионами.
3. Кто из москвичей уже ощутил это обновление и еще в ближайшее время ощутит?
Марат Хуснуллин: Прежде всего участники программы реновации, запущенной в 2017 году. Первые 10 тысяч горожан по ней уже начали переселяться в свои новые квартиры в прошлом году. Сейчас строится еще 98 домов на 1,3 миллиона квадратных метров, 20 из которых сдадим до конца года и переселим в них еще 5,3 тысячи семей, или порядка 15 тысяч жителей Москвы. Всю же программу реновации, а это снос 16,5 миллиона "квадратов", мы по закону должны выполнить к 2035 году, что и сделаем тремя волнами.
4. Реновация началась уже во всех округах?
Марат Хуснуллин: Пока переселение идет в семи округах города. До конца года, думаю, добавится еще несколько. Ставим перед собой на этот год задачу подготовить градостроительной документации на 5 млн квадратных метров, плюс на 3 млн - начать проектирование. Это необходимо, чтобы поднялась первая волна, которая охватит 30% жилья, идущего под снос. Она начнет освобождать площадки для следующих 5 млн квадратных метров. Вот так в три волны и выполним всю программу. Это базовый расчет: от идеи до воплощения - пять лет. В то же время надо понимать, что каждый район индивидуален. В одном может оказаться достаточно одной волны, а в другом - больше. Поэтому в каждом районе действует рабочая группа, специалисты считают, когда какой дом можно переселить, какая очередность строительства детских садов, школ, дорог и так далее. Это колоссальный труд.
5. Когда программа реновации еще обсуждалась, многие москвичи раздумывали, вступать ли в нее. А сейчас известны дома, жители которых обратились даже с исками в суды, чтобы попасть в нее…
Марат Хуснуллин: Этого следовало ожидать. Москвичи - люди образованные. Так что выгоду этой программы хорошо понимают. Жилая площадь квартиры становится на 20% больше, соответственно, и рыночная цена ее минимум на столько же возрастает. К тому же новое жилье гораздо лучшего качества, более привлекательное для того, кто будет в нем жить. Если раньше мы строили на бюджетные деньги квартиры класса эконом, то по этой программе уже комфорт-класса…
Но вопрос, отдавать свой дом под снос или не отдавать, москвичи решали сами. В программу вошли все дома, две трети жителей которых проголосовали "за". Сейчас жильцы двух десятков домов говорят, что у них неправильно подсчитали голоса, и хотят войти в программу. По зданию на улице Амундсена, 14, суд согласился с этим, и на основании его решения мы включили этот дом в перечень. Будут такие решения по другим домам - включим и их.
6. Как решаются проблемы обманутых дольщиков?
Марат Хуснуллин: В 2011 году, когда Сергей Семенович Собянин возглавил Москву, в столице было более 15 тысяч обманутых дольщиков. Проблемы около 11 тысяч из них за эти восемь лет мы решили: построили дома без привлечения бюджетных средств. Сейчас у нас осталось еще около 4,5 тысячи дольщиков. Мэр принял решение помочь им уже за бюджетный счет. По каждому из недостроенных объектов разработана "дорожная карта", и к 2023 году квартиры получат и эти люди. Повторюсь, все решения приняты - дома будут достроены.
7. Новая система с привлечением банков к долевому строительству исправит ситуацию?
Марат Хуснуллин: Одна из ключевых причин появления обманутых дольщиков - непрофессионализм некоторых застройщиков: неверная оценка экономики процессов, неумение работать по сложному на данный момент законодательству. И скажу так: новая система пытается застраховать дольщиков от таких ошибок девелоперов. Но риск, что не все застройщики смогут эффективно работать и в новых условиях, есть. Некоторых могут не взять сами банки, где могут сказать: у вас плохое финансовое положение, что грозит банкротствами и появлением новых обманутых дольщиков. Мы пытаемся работать на опережение такого развития событий. В частности, создали штаб и вместе с банками проверяем всех без исключения застройщиков Москвы, смотрим их отчетность. Справимся, конечно, и с этим.