Новости

12.03.2019 19:57
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Куда вагончик тронется

В Ярославле задумались о развитии пригородного железнодорожного сообщения
С 2011 по 2019 год объем перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом снизился в Ярославской области в два раза. Социологические опросы показали, что причиной спада стало сокращение маршрутов и дороговизна путешествий в электричках. Однако железнодорожники и власти региона надеются вернуть интерес к этому виду транспорта, развивая, в частности, "наземное метро".
 Фото: Владимир Гердо/ ТАСС Рост стоимости пригородных перевозокне мог не сказаться на пассажиропотоке. Фото: Владимир Гердо/ ТАСС
Рост стоимости пригородных перевозокне мог не сказаться на пассажиропотоке. Фото: Владимир Гердо/ ТАСС

Дорогая электричка

В Ярославской области, по информации регионального департамента транспорта, перевозкой пассажиров пригородными электричками занимаются две компании. Одна, выполняющая основной объем перевозок, работает на четырех направлениях: Александров, Кострома, Данилов, Рыбинск. Вторая доставляет пассажиров по маршрутам Углич - Савелово и Углич - Калязин.

Первая компания для работы в регионе арендует у РЖД 38 вагонов локомотивной тяги, 12 составов электропоездов и один рельсовый автобус. Вторая располагает четырьмя поездами.

Когда-то подвижного состава требовалось больше. Но с 2011 года транспортный заказ региона на пригородные железнодорожные перевозки, как и во многих других субъектах РФ, неуклонно снижался, и лишь с 2016-го он более-менее стабилизировался на отметке около 6,4 миллиона вагоно-километров, упав за пять лет на 35 процентов. Пассажиропоток за то же время "рухнул" в два раза.

- Основная причина снижения объемов перевозок, согласно проведенному анализу статистических данных и результатов социологических исследований, - это рост тарифов, - сообщил гендиректор пригородной пассажирской компании Алексей Ильиных. - Рост их для пригородных поездов значительно опережает увеличение для автобусов, а также рост платежеспособности населения.

Например, на 2019 год региональный департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов утвердил для основного игрока на ярославском рынке пригородных железнодорожных перевозок потребительский тариф 3,2 рубля за километр (экономически обоснованный тариф при этом равен 8,23 рубля за километр). Между тем поездка по межмуниципальному маршруту автобуса стоит 2,65 рубля за километр - в случае, если этот автобус общего типа, и 2,79 рубля - в транспорте с мягкими откидными сиденьями.

Пассажиры разбежались

Всего же с 2011 года тарифы на проезд в ярославских электричках подскочили на 300 с лишним процентов. По словам Ильиных, благодаря тому, что в прошлом году (единственный год!) они не менялись в сторону повышения, пассажирооборот впервые вырос относительно уровня прошлых лет. Однако накопленный разрыв в стоимости проезда, а также частота движения автобусов, по его мнению, все равно в перспективе будут не в пользу электричек.

Сейчас по внутригородским маршрутам в Ярослвле курсируют девять пригородных поездов

- Например маршрут поезда Ярославль - Петровск практически идентичен автодорожному, но количество автобусных рейсов превышает железнодорожные более чем в три раза. Поэтому очевидно, что отток пассажиров на конкурентные виды транспорта в 2019 году сохранится, - предполагает представитель компании.

Впрочем, пассажиры уходят не только к конкурентам. Они нередко просто остаются дома - из-за дороговизны билетов.

- Рыбинское направление, станция Волга. Люди жалуются на очень высокие тарифы. Если семья из четырех человек на выходные едет в деревню, то это получается примерно две тысячи рублей, если туда и обратно. Ни на чем другом туда не доедешь. Поэтому люди бросают дачные участки, а в деревнях - дома, - рассказывает о реакции населения на дорогой проезд депутат Ярославской облдумы Шакир Абдуллаев.

Но, как выяснилось, изменить ситуацию транспортники не могут: тарифы устанавливает облдепартамент, и разница между экономически обоснованным тарифом и его вариантом для населения - больше пяти рублей. Их компенсирует перевозчику облбюджет. Ну а там, конечно, "лишних" денег нет, чтобы эту разницу увеличить. Впрочем, в региональном департаменте ЖКХ и регулирования тарифов корреспонденту "РГ" пояснили, что превысить предельный тариф для населения перевозчик не имеет права, а вот понизить - пожалуйста. Но только за свой счет... То есть варианты все же есть, хотя и неудобные для перевозчиков.

Экспрессы - на все направления

Между тем в регионе в 2017 году был пущен и вполне конкурентоспособный пригородный экспресс "Чайка" от Ярославля до Рыбинска. До его появления поездка в электричке до второго по значимости города в регионе занимала от двух до двух с половиной часов. Новая "Чайка" довозит своих пассажиров за час и 10 минут.

Курсирующие по тому же маршруту автобусы добираются от точки А до точки Б за час и 35 минут. При этом поездка в "Чайке", оборудованной мягкими креслами, туалетами, кулерами и зонами для женщин с маленькими детьми, сейчас стоит 210 рублей, а в автобусе - 211-222. И хотя автотранспорт отправляется каждые полчаса, свои приверженцы у экспресса тоже появились. За прошлый год, например, этот поезд перевез 45 тысяч пассажиров, а в целом пассажиропоток на направлении вырос в четыре раза.

В результате по просьбам населения в некоторые дни недели вместо двух вагонов экспресса начали подгонять четыре, а по воскресеньям расписание поезда изменили на более удобное.

Более того, поскольку опыт признан успешным, в этом году железнодорожники планируют начать "тиражирование проекта "Чайка" на ростовское и костромское направления. Правда, никакой конкретики пока не озвучено. "В этом году мы уже что-то предложим", - загадочно выразился представитель компании.

Перспективным признан и проект "Городская электричка", или "Наземное метро": сейчас по внутригородским маршрутам в Ярославле курсируют девять пригородных поездов. Вот только путь до станций, где производится посадка и высадка пассажиров - Приволжье в Ленинском районе и Филино в Заволжском, осилит далеко не каждый горожанин. От остановок городского общественного транспорта станции далеко, а дорога до них, деликатно скажем, не благоустроена. На заседании комитета облдумы, где обсуждался этот вопрос, было решено рекомендовать мэрии "рассмотреть возможность ремонта этих автодорог".

Есть в ближайших планах у транспортников также организация транспортно-пересадочных узлов с совместной продажей проездных документов на поезд и автобус. Такие узлы могут появиться на станциях Ярославль-Главный, Ростов-Ярославский, Рыбинск-Пассажирский. Но пока проект, что называется, подзавис. Пилотный ТПУ планировали организовать на станции Шестихино Некоузского района. В прошлом году вопрос обсудили все заинтересованные стороны, но автоперевозчик к нововведению оказался пока не готов.

Кстати

По словам председателя комитета управления пассажирским транспортом департамента транспорта Ярославской области Ирины Домниной, на 2019 год для компенсации потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, связанных с госрегулированием тарифа, в региональном бюджете предусмотрено 428,6 миллиона рублей. Кроме того, у области есть 600-миллионная задолженность перед пригородными пассажирскими компаниями за перевозки, состоявшиеся в 2013-2014 и 2017 годах. Для урегулирования этого вопроса между компаниями и департаментом транспорта заключены соглашения о реструктуризации задолженности на десять и пять лет. В рамках соглашений финансирование в 2018 году произведено в полном объеме, согласно графику.

Экономика Транспорт Железные дороги Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники