Новости

12.03.2019 07:36
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

По расписанию и закону

Рынок автобусных перевозок заработал по новым правилам
Закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок вступил в силу в начале марта. Как предполагают эксперты, благодаря этому документу на российских дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют регулярные рейсы под видом заказных. Какие еще изменения ждут рынок коммерческого пассажирского транспорта СЗФО, выясняла корреспондент "Российской газеты".
Эксперты уверены, что обязательное лицензирование будет способствовать сокращению числа аварий и травматизма на дорогах. Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости Эксперты уверены, что обязательное лицензирование будет способствовать сокращению числа аварий и травматизма на дорогах. Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости
Эксперты уверены, что обязательное лицензирование будет способствовать сокращению числа аварий и травматизма на дорогах. Фото: Кирилл Калинников/РИА Новости

Рейс не заказывали

Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.

Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка "Заказной".

Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.

В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон "О защите конкуренции". Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти - организатора конкурса. С другой - не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.

Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных

- Мы получили несколько десятков жалоб на подобных "серых" игроков рынка, - рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. - Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков - Пыталово - Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.

Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.

А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф - 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.

Берегись автобуса

Закон предусматривает четырехмесячный переходный период, то есть перевозчики должны получить лицензии к концу июня. Нарушителей накажут рублем - в российском КоАПе уже содержится достаточно суровое финансовое взыскание за "осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии". Для граждан и должностных лиц штраф составляет 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - 100 тысяч, для юридических лиц - 400 тысяч рублей. Ольга Милонаец надеется, что благодаря новому закону поток жалоб на организаторов псевдозаказных рейсов через некоторое время иссякнет, а на дорогах станет безопаснее.

- Компании, осуществляющие регулярные перевозки без лицензии, во-первых, представляют потенциальную опасность для участников дорожного движения, во-вторых, наносят вред легальным перевозчикам. Раньше нам приходилось опираться на косвенные доказательства, чтобы подтвердить, что заказная перевозка на самом деле является регулярной.

Сейчас необходимость в таких доказательствах отпала, ведь правила игры и для регулярных, и для заказных перевозчиков стали более схожими, - продолжает руководитель Псковского УФАС.

Система лицензирования заказных пассажирских перевозок и перевозок для собственных нужд существовала в нашей стране и раньше, но в 2011 году ее упразднили в целях либерализации рынка. Низкий уровень безопасности рейсов, которые осуществлялись в уведомительном порядке, стал главной причиной, побудившей законодателей вернуться к лицензированию. За девять месяцев прошлого года случилось 16 трагических ДТП с участием заказных автобусов: 40 человек погибли, более 200 человек получили травмы. По данным Ространснадзора, количество людей, погибших в таких ДТП, выросло в два с половиной раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Система лицензирования существовала и раньше, но в 2011 году ее упразднили

- При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения, представлять все необходимые документы на транспортное средство. Считаю, что лицензирование заказных перевозок позволит уменьшить число аварий с участием автобусов, - комментирует ситуацию глава профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

Профессионалы останутся в выигрыше

Лицензированием и контролем работы заказных перевозчиков займется Ространснадзор, как и в случае с организаторами регулярных перевозок. Государственная пошлина за выдачу лицензии составляет 7,5 тысячи рублей. Стоимость услуг компаний-посредников, которые помогают предпринимателям собрать полный пакет документов, варьируется от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

Как предполагают сами игроки рынка, помощь посредников в большинстве случаев потребуется мелким компаниям, для которых перевозки не являются профильной деятельностью. Крупные же перевозчики могут остаться в выигрыше - их клиентская база расширится за счет фирм, которые не захотят возиться с лицензиями, а для развозки сотрудников и других целей наймут специалистов.

Что касается турбизнеса, большинство игроков этого рынка давно отказались от собственных автобусов. По словам председателя комиссии по детскому и молодежному туризму Северо-Западного отделения Российского союза туристской индустрии Игоря Мазулова, в нашей стране 98 процентов компаний, организующих автобусные туры, пользуются услугами профессиональных перевозчиков.

-Поэтому большинство туроператоров могут только приветствовать закон об обязательном лицензировании, - подчеркивает эксперт Игорь Мазулов. - Дело в том, что российское законодательство возлагает ответственность перед туристом за любые непредвиденные ситуации, случившиеся в поездке, на организатора тура. Даже если что-то пошло не так по вине перевозчика, компенсировать материальный и моральный ущерб будем мы. Фактически законодатели говорили нам: вы должны подбирать партнеров, которые вас не подведут, а если партнеры все-таки подвели, отвечать за это придется вам. Закон об обязательном лицензировании частично снимет с туроператора груз эксперта. Если надзорный орган выдал перевозчику лицензию, значит, компания соответствует определенным требованиям. Все транспортные средства лицензируемых организаций заносятся в специальный реестр, и мы сможем посмотреть, законно работает перевозчик или нет.

P.S.

В связи с лицензированием партнеры предупредили туроператоров об удорожании услуг в пределах двух-трех процентов - деньги пойдут на покрытие дополнительных операционных расходов. Однако, как отмечает Игорь Мазулов, на стоимости автобусных туров трехпроцентный рост стоимости перевозок практически не отразится.

Экономика Транспорт Экономика Транспорт Общественный транспорт Экономика Туризм Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Псковская область СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники