Новости

12.03.2019 11:26
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Прижались к обочине

Почему в Крыму качество пассажирских перевозок не успевает за растущими тарифами
В Республике Крым 80 процентов автобусов и маршруток исчерпали свой ресурс и требуют замены. Транспортники заверяют, что без существенного повышения тарифов и расширения механизмов господдержки быстро обновить подвижной состав не получится. Спустя почти два года разговоров на эту тему крымские власти готовы сделать непопулярный у населения шаг - поднять стоимость проезда почти во всех муниципалитетах полуострова в среднем на 30 процентов. Активная дискуссия о повышении цен обнажила массу существующих в отрасли проблем.
Днем на улицах Симферополя автобусов предостаточно, а вот ранним утром или вечером уехать на общественном транспорте практически невозможно. Фото: Елена Гусакова/ РГ Днем на улицах Симферополя автобусов предостаточно, а вот ранним утром или вечером уехать на общественном транспорте практически невозможно. Фото: Елена Гусакова/ РГ
Днем на улицах Симферополя автобусов предостаточно, а вот ранним утром или вечером уехать на общественном транспорте практически невозможно. Фото: Елена Гусакова/ РГ

Дорога с двухсторонним движением

Тарифы в Крыму одни из самых низких в стране. К примеру, если сегодня в крупных крымских муниципалитетах поездка в автобусе стоит 13 рублей, то в соседних материковых городах она обходится в 23-24 рубля. К этим цифрам стремятся и местные перевозчики. Но республиканские власти их одергивают: мол, с вашим качеством услуг о таком и просить стыдно.

- Какой-то замкнутый круг: граждане жалуются на качество услуг, а бизнес - на недостаточное количество средств для их улучшения, - комментирует зампред Госкомцен Республики Крым Вячеслав Мартынов. - Свои расчеты в комитет подали все муниципалитеты. Важнейшие обязательства перевозчиков - обновление подвижного состава, установка тахографов, соблюдение расписания и доставка пассажиров в вечернее время. По информации муниципальных властей, после изменения тарифа обновить технику планируется в течение пяти лет.

Судя по всему, власти и перевозчики сойдутся на компромиссных тарифах. Например, в Симферополе, Алуште, Джанкое, Керчи, Ялте, Феодосии и Евпатории это будет 17 рублей, а в Саках и Судаке - 15. В пригороде вместо действующего тарифа 1,52 рубля так называемый пассажиро-километр будет стоить 1,75. Общественная палата Крыма с определенными условиями - одобрила. В профильном министерстве транспорта также с оговорками высказались за. Дело за главой региона, который и должен принять окончательное решение. Он же требует от перевозчиков гарантировать повышение качества услуг. "Это дорога с двухсторонним движением", - напоминает Сергей Аксенов.

МУП - не панацея

Общественный мониторинг показал, что в столице Крыма, где транспортная доступность, в общем-то не самая плохая, из некоторых микрорайонов невозможно уехать ни в семь утра, ни в восемь вечера. Повсеместно водители разговаривают по телефону во время движения, хамят пассажирам, не останавливаются, завидя льготника, несмотря на то что в прошлом году за невыполнение обязательств нескольким симферопольским перевозчикам пришлось уйти с маршрутов. Их занял муниципальный транспорт: сейчас МУП имеет 150 новых лизинговых автобусов, в этом году к ним должны добавить еще 100.

- С перевозчиками, которые недобросовестно выполняли свои обязанности, в конце 2018 года мы расторгли договоры, - подчеркивает начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Анастасия Лавринова. - На освободившиеся маршруты вышел купленный в лизинг муниципальный транспорт. Сейчас все перевозчики работают в рамках временных договоров до шести месяцев. Они предупреждены о том, что администрация планирует в третьем квартале провести конкурс, в условиях которого обязательно будет требование обновить подвижной состав.

При этом Лавринова признает, что даже муниципальное предприятие выполняет свои обязательства не в полной мере. Действительно, новый подвижной состав и государственная форма собственности - не залог того, что горожане будут ездить вовремя и с комфортом. Недавний скандал в Керчи - очередное тому доказательство. Там, в МУП менее чем за два года угробили большую часть закупленных в лизинг автобусов: разобрали на детали и оставили ржаветь (по последним данным властей, из 40 автобусов на линию выходят лишь 16). Одновременно работать запретили "состарившимся" троллейбусам. В город в срочном порядке пришлось перекидывать транспорт из Симферополя и Ялты.

"Хорошо не будет"

Претензий у представителей власти и пассажиров к перевозчикам масса. Они же, в свою очередь, утверждают, что чиновники сами довели отрасль до такого состояния: держали несколько лет экономически необоснованный тариф, не занимались субсидированием, не выплачивали в полной мере компенсацию за перевозку льготников, не создавали инфраструктуру для водителей. И теперь одним запоздалым повышением тарифов проблемы не решить, уверен вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак.

- К сожалению, хорошо у нас не будет, - откровенно говорит он. - Нынешнее повышение не позволит вмиг разбогатеть и купить новые автобусы. К нам сейчас выдвигают претензии в связи с тем, что планируется резкое, на 30 процентов, повышение тарифа. Но мы же каждый год просили об увеличении на пять процентов, только нам это не утверждали. К сожалению, по таким тарифам, которые рассчитал для нас Госкомцен, мы не можем работать. Скоро Джанкойский, Ленинский и Белогорский районы останутся без перевозчиков. Вы не представляете, чего стоит уговаривать руководителей транспортных компаний, чтоб они районы не бросили. Там ездить вообще невыгодно (нормальных дорог нет, зато льготников очень много. - ред.). Требований же к нам становится все больше и больше. Установка каждого нового устройства, получение каждой новой бумаги стоит денег. Уже пошли штрафы за невыполнение требований. Это и 150, и 300 тысяч рублей. Если перевозчики выполнят все нормы, то завтра остановятся. Я лично знаю тех, кто уже закрылся. У меня на предприятии 120 миллионов рублей кредитов.

Перевозчик приводит свои расчеты. По его словам, цена топлива повысилась на 43 процента, стоимость шин - на 24 - 60 процентов, масла - на 30, минимальная заработная плата тоже выросла. При этом до 1 июля нужно установить тахограф на каждый автобус (около 50 тысяч рублей) и контрольно-кассовую технику. Как тут о новых автобусах думать?

Четыре миллиона - копейки?

- Власть тоже свои обязательства не выполняет, - подчеркивает перевозчик. - 30 процентов населения республики пользуется льготным проездом. На компенсацию за их перевозку, по нашим подсчетам, необходимо около пяти миллиардов. В прошлом году выделили 1,6 миллиарда. В этом еще меньше. Деньги заканчиваются раньше срока, и люди просто не получают компенсации. Например, перевозчица в Алуште купила новый транспорт. Ей недоплатили четыре миллиона рублей. Аналогичную сумму недополучил перевозчик из Феодосии.

Его слова подтверждает директор одного из джанкойских предприятий, занимающихся пригородными и междугородними перевозками, Вера Чернухина.

- В прошлом году за льготников с билетами в междугородних автобусах мы недополучили около двух миллионов, - возмущается она. - Все на законных основаниях. Например, за 10 месяцев "Крымавтотранс" на 667 тысяч выписал билеты пассажирам, а они не идентифицируются в реестре. Закон прописывает, что компенсация выдается за тех граждан, которые есть в реестре. Почему этих людей там нет - не наш вопрос, а платим за него мы. В ноябре на пригороде и межгороде за льготников вообще не заплатили, так как в бюджете кончились деньги. Как же тут вести бизнес?

Директор уверена, что увеличение тарифа существенно не изменит ситуацию в отрасли. Не хватает комплексного подхода.

- Если не субсидировать отрасль и так долго держать тариф на смешном уровне, то другого результата быть не могло, - продолжает она. - Мы упустили время. Наша отрасль в таком состоянии, что увеличение тарифов лишь позволит лишь законсервировать нынешнюю ситуацию. Если все так и останется, перевозчики не смогут обновить автопарк. Нужен пересмотр графиков, маршрутов и расчетов загрузки. Необходимо существенное субсидирование при покупке новых автобусов. Есть примеры других регионов, где одну четвертую стоимости автобуса оплачивает государство. Я была на заседаниях, на которых руководство Крыма рассматривало возможное субсидирование. Но пока это только на уровне обсуждения: постановления нет, условия не прописаны. А это могло бы стать хорошим подспорьем перевозчикам.

Комментарии

Сергей Карпов, министр транспорта Республики Крым:

- Повышение тарифов экономически обосновано в том случае, если перевозчик соблюдает все предъявляемые к нему требования. Пока же крымчане жалуются на недостаточное количество транспорта на маршрутах, несоблюдение расписания, отсутствие автобусов в вечернее время, техническое состояние подвижного состава. В связи с этим будем ужесточать контроль и меры воздействия. С теми, кто не поймет, что нужно менять подход к обслуживанию населения, будем прощаться. Ни один бизнес не станет работать в минус: раз перевозчики работают, значит, это выгодно, есть экономическая целесообразность. А тогда пусть будут любезны соблюдать правила, которые диктует законодательство. Если не могут исполнять, значит, это не их бизнес, и нужно заниматься чем-то другим.

Игорь Головко, начальник отделения технадзора УГИБДД МВД по РК:

- Вопреки законодательству крымчан продолжают перевозить маршрутки, зарегистрированные в другом государстве на жителей Крыма. Дело в том, что до 1 января 2017 года на полуострове действовал переходный период, перевозчики могли заменить номера на автобусах, пригнанных с Украины после вхождения Крыма в состав РФ. Прошло два года. Но до сих пор попадаются автобусы с украинскими номерами "АК". Люди уходят от уплаты налогов и штрафов, ищут лазейку для невыполнения законодательства. Материалы по всем таким случаям сейчас в судах. Нужно убедить перевозчиков не эксплуатировать эти автобусы.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Крым ЮФО Республика Крым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники