Новости

12.03.2019 19:25
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Искренность берет верх

Говоря о спектакле, мы обычно представляем работу профессиональных актеров. Однако на сцену все чаще выходят любительские коллективы, в том числе инклюзивные. Для них некоммерческая организация "Благое дело" и библиотека им. Белинского провели фестиваль "Представление".
 Фото: Татьяна Андреева/РГ В спектаклях "Инклюзиона" заняты и молодые, и более зрелые артисты. Фото: Татьяна Андреева/РГ
В спектаклях "Инклюзиона" заняты и молодые, и более зрелые артисты. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Когда-то инклюзивные постановки были арт-терапией, помогающей инвалидам проявить себя. Сегодня в Екатеринбурге работает пять инклюзивных театральных студий.

- Наш театр создан по инициативе родителей ребят с аутизмом. У них проблемы с коммуникацией, поэтому мы решили сосредоточиться на хореографии, - рассказывает Анна Клещева, руководитель театра танца "Другие".

В 2015-м "Другие" были единственным российским танцевальным коллективом для людей с аутизмом. Сейчас в нем заняты 36 человек.

- Искренность непрофессиональных актеров берет верх над мастерством. В этом главное преимущество инклюзивных коллективов, - считает театральный критик Алексей Кокин.

Выйти на сцену - полдела, сложнее отыскать зрителя, способного оценить игру особенных артистов. Куратор театральной студии "Инклюзион. Школа. Екатеринбург" Наталья Киселева отмечает, что и зрители, и профессионалы судят о постановке, забывая, сколько сил уходит на репетиции.

- Инклюзивный театр рождает новые сценические формы, например, на роль короля по пьесе Шекспира мы выбрали незрячего актера. Этот опыт позволил ему переосмыслить собственные эмоции, - говорит Наталья Киселева.

Непрофессиональные артисты обладают особой художественной интуицией. Они свободны от штампов и открыты для окружающих. Но работать с ними сложно, ведь к каждому нужен свой подход.

- От нас в свое время отказалось пять режиссеров. Актеры тяжело идут на контакт и забирают много энергии. Мне кажется, в такой потребительской позиции виновато общество, которое видит в инвалидах жертв, - подчеркивает руководитель инклюзивного театра-студии "ORA" Яна Колмогорова.

"ORA" и актеры профессионального театра "Шарманка" создали по стихотворениям Даниила Хармса фантасмагорию "Цирк Принтинпрам", погружающую зрителя в полную драматизма жизнь советского писателя. Постановка Ларисы Абашевой вошла в лонг-лист премии "Золотая маска-2017".

- Когда я окончил школу, захотел попробовать себя в инклюзивном искусстве. Мне было интересно узнать, как инвалиды позиционируют себя в жизни, - вспоминает колясочник Никита Устьянцев. - С приходом Ларисы Абашевой мы начали заниматься более профессионально. Она работает с нами, как с настоящими актерами.

В "ORA" не услышишь слов "инклюзия" или "особенный". Да и в "Цирке Принтинпрам" зритель не замечает, что на сцене инвалиды, настолько естественно и органично актеры вписываются в пространство, танцуя на колясках, читая рэп и декламируя стихи.

Театральные деятели уверены: без профессионального руководства организовать любительский театр сложно. Основная проблема - найти режиссера и место для репетиций. Коллективы часто ставят спектакли, не имея своей площадки, однако это не мешает им развиваться и выигрывать гранты.

между тем

Театр-студия "ORA" - победитель в номинации "Культура" национальной премии "Мой проект - моей стране" Общественной палаты РФ. В ноябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов при "ORA" создана инклюзивная театральная лаборатория, где обучаются незрячие, слабовидящие, глухие и слабослышащие студенты. В следующем году планируется набрать курс инклюзивного актера в театральном институте.

Культура Театр Драматический театр Культура Театр Танец Общество Соцсфера Соцзащита Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники