"РГ" публикует показатели социально-экономического положения регионов

"Российская газета" публикует "Основные показатели социально-экономического положения регионов РФ в 2018 году".

GettyImages

Несмотря на то что в прошлом году экономика выросла на 2,3 процента, реальные доходы населения, согласно уточненным Росстатом данным, выросли лишь на 0,9 процента (если учитывать единовременную выплату пенсионерам в 2017 году, а без ее учета - на 1,3 процента). Первая оценка говорила о снижении реальных доходов пятый год подряд - на 0,2 процента.

За этим усредненным показателем - растущая пропасть между отстающими и успешными регионами, отмечает замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Росстат пересмотрел оценку реальных доходов населения: они все-таки выросли - на 0,9 процента. Первая оценка говорила об их снижении пятый год подряд

По данным Росстата, заметное ускорение по сумме экономических индикаторов показали Оренбургская, Свердловская, Ростовская и Воронежская области, продолжалась активная интеграция в российскую экономику Крыма и Севастополя. Укрепилась стабильность региональных бюджетов. Промпроизводство оживилось на Урале и в центре России, выросло в 60 регионах. Уровень безработицы впервые за многие годы опустился ниже 5 процентов, в крупных центрах уже ощущается нехватка кадров, но на Северном Кавказе и в некоторых регионах за Уралом этот показатель в два-три раза выше. Сохранилась дифференциация по темпам роста цен - инфляция колебалась от 1,9 процента в Ингушетии до 6 процентов в Рязанской области.

Реальные доходы населения - сложный показатель, он учитывает не только зарплаты (они выросли на 6,8 процента, в среднем до 43,4 тысячи рублей), но и пособия, пенсии, часть доходов, не отслеживаемых статистикой оплаты труда, а затем корректируется на обязательные выплаты, например, по кредитам. Только в Южном федеральном округе был обеспечен рост реальных доходов на 2 процента, околонулевая динамика отмечена в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

Из 18 регионов Центрального федерального округа только шесть вышли в плюс, в Северо-Западном - только два из 12, в Сибирском - один из 10. Такая ситуация сложилась на фоне отрицательной реальной динамики доходов лиц, получающих социальные выплаты, работающих в теневом секторе, а также увеличения обязательных платежей.

Самые высокие показатели роста реальных доходов отмечались в Адыгее (+9,6 процента), Крыму (+8,4), Севастополе (+7), но отчасти это связано с эффектом низкой базы. Среди аутсайдеров регионы Нечерноземья: Костромская (-8,2 процента), Ярославская (-6,7) и Ивановская (-6,3) области. Там же быстро убывает население.

"На фоне отнюдь не блестящего уровня экономического развития этих регионов подобные результаты не могут не настораживать, - говорит Александр Широв. - Например, средние зарплаты в Ивановской (25,7 тысячи рублей) и Костромской (27,7 тысячи) областях не дотягивают даже до медианного уровня России (33 тысячи - в одной половине регионов зарплаты выше этого уровня, в другой - ниже). Такое впечатление, что ряд регионов срединной России оказался на периферии как крупных национальных проектов и программ, так и в целом стратегии пространственного развития страны".

Потребительский спрос опережал рост доходов: на фоне роста зарплат в первой половине года население активно брало потребкредиты. Это вполне рациональное поведение, отражающее оптимизм в отношении будущих доходов. Другое дело, что быстрый рост заработных плат затронул в основном бюджетный сектор и продлился относительно недолго, отмечает Широв. По динамике розничного товарооборота лидировал Северо-Кавказский ФО (4,7%), но в значительной степени это объясняется эффектом низкой базы сравнения. Лишь в 8 регионах физическая динамика розницы была отрицательной, и только в одном - Карачаево-Черкесии - спад был значительным (-4,1%).

"События 2018 года показали, что потребительский спрос остается важнейшим элементом поддержки экономики, - доказывает Широв. - Существенный рост зарплат в первой половине года не привел ни к сколько-нибудь существенному ускорению инфляции, ни к росту импорта, доля которого в потреблении населения, по нашим оценкам, уже менее 25 процентов".

Цифры Росстата говорят о том, что точки роста формируются там, где реализуются какие-либо федеральные проекты и программы, влияние региональных компонентов экономического развития оказывается малозначимым. Не в последнюю очередь это было связано с ограниченными возможностями региональных властей в рамках жестких бюджетных ограничений.

По итогам 2018 года произошла стабилизация финансового положения регионов, профицит бюджетов (без бюджетов территориальных ФОМС) был сформирован в 65 субъектах РФ, превысив полтриллиона рублей. Доля трансфертов из федерального бюджета в региональных доходах снизилась до 17 процентов, а обеспеченность расходов регионов собственными доходами повысилась до 87 процентов - это лучшие результаты за последнее десятилетие, подчеркивает Широв. "Но за эту стабилизацию пришлось заплатить стагнацией реальных расходов бюджетов в 2014-2018 годах, это не могло не отразиться на вкладе бюджетных расходов в экономическую динамику и уровень социальной поддержки", - говорит он.

У бюджетов - лучшие результаты за десятилетие, но за это пришлось заплатить стагнацией их расходов в течение пяти лет

В списке наиболее финансово благополучных (Тюменская область, Москва, Кемеровская область, Башкортостан, Приморский и Краснодарский края, Самарская область) присутствуют регионы, имеющие высокую долю экспортоориентированного сырьевого сектора в структуре экономики, а также столица, где концентрируется значительная часть доходов от внешнеэкономической деятельности. "Создалась парадоксальная ситуация, при которой бюджетная стабилизация сопровождалась нарастанием разрыва в уровне экономического развития между ведущими регионами и остальной страной", - отмечает Широв.

В десяти регионах трансферты из федерального бюджета все еще обеспечивают более половины доходов: это Камчатский край, Калининградская область, Республика Алтай, Северная Осетия - Алания, Тыва, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня, Дагестан.