Стоит ли платить за скорую запись к врачу

До сих пор одна из самых частых жалоб пациентов - попытка со стороны медиков получить деньги за ту работу, которую они должны делать бесплатно.
Максим Блинов / РИА Новости www.ria.ru

Раньше людей "разводили" в основном в коммерческих клиниках, назначая ненужные исследования и процедуры. Теперь "в кассу" нередко отправляют и в обычной муниципальной поликлинике. Причем часто заплатить предлагают за услугу, которая входит в программу госгарантий, а потому получать ее граждане должны без оплаты.

Чтобы не переплачивать, нужно знать простое правило: в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС) практически все виды диагностических и лечебных процедур должны проводиться бесплатно. Есть, как во всяком правиле, исключения. Например, не входят в программу госгарантий зубопротезирование и косметологические процедуры (хотя реконструктивные косметические операции в ОМС уже включили). Но если какой-то вид помощи больному нужен по состоянию здоровья, то есть, как говорят специалисты, есть показания, лечащий доктор делает назначение и выписывает больному направление. Без всяких "дополнительных" условий.

Почему же тогда мы то и дело платим? Опять же все довольно просто: на приеме у врача или в окошке записи в регистратуре нам говорят, что да, записаться, скажем, на КТ или МРТ, в принципе, можно, но "свободных мест до конца месяца нет". А вот на коммерческих условиях - есть. При этом поди разберись: хитрят ли медики, "выдавливая" пациентов в сторону коммерческой медицины, или же все-таки ситуация с очередью объективна. На самом деле разбираться и не надо. Достаточно знать: во время такой записи должно соблюдаться правило "предельного срока ожидания". То есть поставить в очередь вас могут, но не дольше, чем на определенный срок, утвержденный минздравом.

Впервые предельные сроки ожидания появились в Программе госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2015 году - тогда минздрав установил, что время ожидания плановой госпитализации не может превышать 30 дней, а на получение консультации у специалиста - 10 дней. В дальнейшем нормативные сроки были введены практически по всем основным видам медицинской помощи.

"Таким образом, у пациентов появились конкретные правовые основания для подачи жалоб при нарушении этих сроков", - пояснила министр здравоохранения России Вероника Скворцова.

А во Всероссийском союзе страховщиков добавляют: если у пациента возникают вопросы, связанные со сроком оказания услуг, нужно для начала обратиться в администрацию - к главному врачу или его заместителю по лечебной работе. Если не удается разрешить конфликт, следует связаться со страховым представителем в своей страховой компании. Это та компания, которая выдала вам полис ОМС.

Конкретно

За что пациентам чаще всего приходится платить

Расходные материалы в стационаре: лекарства, одноразовые шприцы, системы для инфузионной терапии и т.д.

Медизделия, вживляемые в организм: металлоконструкции, искусственные суставы, стенты, искусственный хрусталик и др.

Расходные материалы в поликлиниках - пломбировочный материал в стоматологии, рентгенпленка, диск для записи результатов КТ или МРТ.

Проведение аппаратной диагностики, например МРТ и КТ (амбулаторно и в стационаре).

Стоматологическая помощь (кроме зубопротезирования).

Лекарства для лечения онкозаболеваний.

Исследования крови, например на гормоны.

Сокращение сроков ожидания исследования: УЗИ, рентгенографии, гастроскопии.

Восстановительное лечение (массаж, занятия лечебной физкультурой и др.), назначенное лечащим врачом.

Консультации специалистов (окулист, невролог, лор, хирург, онколог и т.д.).