Выставка ежегодная, поэтому отметим безграничность фантазии организаторов: каждый раз стоит задача показать что-то интересное, необычное и просто ошеломить зрителя. Причем разного: как искушенного, так и обывателя, просто зашедшего поглазеть на красивые авто. Но потратившего на этот каприз 900 руб. Получилось.
Собрали два павильона любопытных конструкций. Был особый гость: мотоэскорт и лимузины из Гаража особого назначения. Через всю экспозицию нитью шла важная мысль. У нас было немало толковых отечественных разработок, которые так и остались проектами. В лучшем случае - малосерийным производством. Устроители обошлись без квасного патриотизма: сообщали всю предысторию машин. Да, многие были разработаны на основе "паккардов", "фордов", "опелей", "харлеев" и BMW. Но разработаны с умом и имели неплохие перспективы. Только каждый раз что-то ломало им судьбу.
Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть.
Просто космос
Мотоцикл "Юрий Гагарин" приехал к нам из Белоруссии. Хотя разве космические байки ездят? Скорее, летают. Собран в мастерской, которая располагается в поселке Боровляны под Минском. Такие чудеса техники не выпускают серийно. Это т.н. кастомайзинг - постройка эксклюзивных мотоциклов по индивидуальным проектам.
Белорусский кастомайзер Юрий Шиф рассказывает, что "Юрий Гагарин" сделан к 55-летию первого полета человека в космос. На заднем щитке цитата Юрия Гагарина: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!". Байк "Юрий Гагарин" столь же интернационален, как и космос, которому посвящен. Белорус по корням, премьера прошла в России, затем его показали в родном Минске, после чего начал срывать аплодисменты в Европе. Характеристики? А они - не главное. В основе "Гагарина" байк-легенда Harley Davidson (рама, двигатель и коробка передач). Но внешне от "Харлея" почти ничего не осталось. Кузов из алюминия, который решили ничем не покрывать, кроме лака. То есть - в стилистике своего времени. А обтекатель вызывает ассоциации с космическим кораблем "Восток". "И это кусок истории советских людей, за которую не стыдно", - утверждает Юрий Шиф.
Трудно не согласиться.
Робот из 1930-х
Самодвижущийся механизм Игнатьева - дальний предок-прообраз нынешних танков-роботов. Создан в 1930-х годах. Александр Игнатьев (1879-1936 гг.) - русский революционер и изобретатель.
Организаторы "Олдаймер-галереи" приводят интересные документы. В книге Якова Массовича "Им помогал Ленин" есть такая сцена. На острове Капри Игнатьев продемонстрировал "буревестнику Революции" Горькому свое изобретение. И при помощи катушки с нитками объяснят принцип действия: "На пути наступления проволочное заграждение. Мы из окопа тянем канат, и тяжелый каток прокладывает дорогу солдатам".
Из письма рабочего Верещагина: "Эта модель была привезена на дачу к Алексею Горькому в Горки. Когда в саду начались приготовления к испытанию этой модели танка, тов. Горький и тов. Сталин помогали распутывать веревки. Испытания прошли хорошо".
В серию "танк Игнатьева", увы, не пошел.
Если б не война...
Созданный на основе Ford Prefect КИМ-10-50 должен был стать первой массовой малолитражкой в СССР.
Двигатель - 30 л.с. скорость - почти 100 км/час, расход топлива - 8 литров на 100 км. В 1940-м в США заказали партию из 500 кузовов, затем производство должны были развернуть на КИМ (завод им. Коммунистического интернационала молодежи). К 1941 году выпустили 400 машин.
Планы спутала война. После которой вместо КИМа в серию пошел "Москвич-400" (на базе Opel Kadett 38).
Уже не авто, еще не самолет
Что получится, если скрестить самолет Ил-28 с разными агрегатами от "Победы", "Волги", УАЗ и "Жигулей"? Фантастический аппарат: вездеход ГМВ-2. Название - это инициалы фамилии и имен конструктора Михаила Гундрина и его сына Всеволода.
Утверждают, что в основе конструкции - передняя часть фюзеляжа фронтового бомбардировщика Ил-28У, на котором в Оренбургском училище летал сам Юрий Гагарин. Двигатель - от УАЗ-469, коробка передач - от "Волги ГАЗ-21", рулевой механизм - от "Жигулей". Управляемыми являются передние лыжи (или колеса - зависит от модификации). Внутри фюзеляжа водитель и три пассажира, есть отсек для 400 кг груза. Приборная панель - от "Победы".
Вес - 1,2 т, преодолеваемый подъем - 58%, максимальная скорость - 80 км/ч (на колесах) и 70 (на лыжах). Хотели организовать серийное производство, для чего были выкуплены 40 носовых частей фюзеляжей Ил-28У. Но в лихие 1990-е не получилось. А затем пришла эпоха импортных внедорожников.
Махнем в Крым?
Благодаря гениальной Нонне Мордюковой любой советский человек знал, что "Наши люди в булочную на такси не ездят". Но представьте себе: ездили!
И не только в булочную. У Валентина Катаева в рассказе "Поездка на Юг" есть эпизод: он едет в Крым на "Победе", а его обгоняют маршрутные такси-ЗИСы. Это не художественный вымысел. В 1950-х ЗИС-110 в версии такси (машина на базе правительственного лимузина!) работали на трассе Москва - Симферополь: шесть пассажиров могли съездить на море с ночевкой в Белгороде.
А уж в Москве такие были обыденностью: в таксопарках с 1947 года. Машина обеспечивала немыслимый комфорт, но как такси себя не окупала. И в середине 1950-х их постепенно вытеснили более дешевые ГАЗ-12.
Такие берегут космонавтов
22 января 1969 года подвинувшийся рассудком младший лейтенант Советской армии открыл огонь по машине "ЗИЛ", в которой въезжали в Кремль космонавты. Погиб водитель, космонавты получили ранения от осколков лобового стекла. От смерти их спас мотоциклист почетного эскорта Василий Зацепилов (на фото), буквально заслонив собой и получив одну из пуль. Подробности этого ЧП - в ближайшем номере.
Вездеход для аргонавтов
Восьмиколесная амфибия "Арго". Разработана в 1960-х годах на Челябинском тракторном заводе. Корпус - из двух секций. В передней - водитель и пассажиры, в задней - двигатель от ГАЗ-М-20 Победа. Кажется массивной, но из-за использования алюминия весит 1,5 тонны.