13.03.2019 19:21
    Поделиться

    Водолазы нашли в Балтийском и Белом морях 38 кораблей и самолетов

    Морское дно - самый настоящий параллельный мир, скрытый от любопытных глаз. Но окунуться в него в буквальном смысле все-таки можно. Именно этим занимается Центр подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). В 2018 году в Балтийском и Белом морях водолазы обнаружили 38 затонувших кораблей и самолетов, подняли на поверхность свыше 300 артефактов разных эпох и останавливаться на этом не собираются.
    Архив ЦПИ РГО

    Блюдце с историей

    - Сейчас, наверное, кто-то пьет чай из такой вот старинной чашечки, - исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин держит в руках узорчатую фаянсовую вещицу 1856 года выпуска.

    Ее, как и десятки других хрупких предметов - чайнички, блюдца, молочницы, сахарницы, - исследователи подняли с торгового судна, затонувшего у острова Гогланд в Финском заливе. До них там уже побывали "черные водолазы", но серьезно разграбить корабль не смогли: слишком глубоко он лежит, да и погода в этой части Балтики редко благоволит любителям понырять.

    История "Посудника" (так прозвали судно из-за обилия на палубе специфического груза) пока загадка: никто не знает, каково его подлинное название и даже откуда точно он шел. По ряду косвенных данных - все-таки из Англии. По крайней мере, маркировка именно этой страны стоит на сервизах двенадцати видов, которые были обнаружены под водой в фабричных клетях. Тот, что с восточным узором, называется "Амой", тот, что с изображением открытки, - "Виньетка".

    - Фаянс везли в Санкт-Петербург для продажи. Он не очень дорогой, так как роспись сделана не вручную. Это деколь - технология нанесения переводных картинок. Но это не мешает "Посуднику" быть настоящей музейной экспозицией, - рассказывает руководитель направления археологических исследований и консервации ЦПИ РГО Роман Прохоров.

    Он уверен: в подводной археологии очень много из криминалистики. Но главное - чтобы что-то понять, нужно замечать даже самую малейшую деталь. На посуде, например, исследователей привлекла сеточка мелких трещин, или так называемый цек, который образуется от резкого перепада температуры. После его внимательного изучения удалось установить даже время года, когда судно потерпело крушение.

    Триста лет под водой

    Еще один поставщик артефактов - парусный корабль "Архангел Рафаил", построенный в Любеке в конце ХVII века. Известно, что когда немецкое деревянное судно село на мель в проливе Бьеркезунд (возле нынешнего Приморска), экипаж смог спастись, но паруснику было суждено уйти под воду. Уже пятый год водолазы исследуют объект и поражаются новым находкам. Их ценность, кстати, подтверждают и музейщики. Например, обнаруженный на корабле кафтан пассажира сейчас хранится в фондах Эрмитажа. Интересно, что сохранилась ткань благодаря тому, что во время крушения из бочки, находившейся неподалеку, разлился деготь.

    "Посудник" находится на глубине 60 метров. Только на то, чтобы спуститься к нему и подняться обратно, требуется девять часов и пять минут

    А вот гигантский фрегат "Олег" был обнаружен семнадцать лет назад, но до сих пор обследована лишь малая часть судна, длина которого составляет более 70 метров. Объект сохранился целиком, а в ходе летней экспедиции прошлого года водолазы подняли на поверхность десантную пушку. После реставрации ее намерены передать в Музей истории Кронштадта. Кроме того, во внутренней части фрегата обнаружили помещение, которое с большой вероятностью было судовой церковью. Сохранившиеся восковые свечи планируют зажечь летом, к 150-летию с момента гибели "гордости русского флота". Фрегат затонул 3 августа 1869 года между островами Гогланд и Соммерс, столкнувшись с другим кораблем. Всего за пятнадцать минут.

    Круче космонавтов

    Сейчас исследователи проводят подледную экспедицию на Транзундский рейд в Выборгском заливе. В 1944 году там погибло около 40 кораблей, часть из которых уже найдена. Теперь их готовятся обследовать.

    - Каждый выход водолазов сопровождается поисковой операцией, так как карты подводных объектов Балтики не существует вообще. Поэтому часто нам интересны не столько конкретные корабли, сколько их систематизация. Сейчас мы работаем над созданием банка данных с указанием всего, что есть под водой. Это важно и для научных целей, и для хозяйственных. Не говоря уже о безопасности, - подчеркивает Сергей Фокин.

    По словам специалиста, соблюдение мер безопасности - принципиально важный момент, это заставляет сдерживать героические порывы и не увлекаться романтизацией подводных экспедиций.

    - Однажды мы спустились на судно XIX века, а на нем лежит неразорвавшаяся английская торпеда времен Первой мировой войны, - рассказывает он.

    Особенно об этом стоит помнить водолазам-любителям, которые своими силами пытаются исследовать Финский залив. Его богатства и правда несметны: историк и научный консультант экспедиций Андрей Лукошков уверяет, что на дне покоятся как минимум 40 тысяч кораблей, но человеческой жизни ни один из них не стоит.

    Отточенной техники требует и сам процесс погружения. Например, тот же "Посудник", который водолазы снова будут исследовать в грядущем сезоне, находится на глубине 60 метров. Только на то, чтобы спуститься к нему и подняться обратно без вреда для здоровья, потребуется девять часов и пять минут.

    - Все должно делаться очень медленно, так как происходит большое насыщение организма азотом, даже интенсивнее, чем у космонавтов. Если человека быстро поднять с глубины, будет эффект взрыва шампанского - кровь закипит. Тем не менее такие работы реальны. Потребуются дополнительные мероприятия. Начиная с увеличения калорийности пайка до серьезных медосмотров водолазов, - делится тонкостями врач-физиолог Виктор Булгаков.

    Археологические работы на "Посуднике", кстати, имеют шанс стать самыми глубоководными в России. На этот раз исследователи намерены проникнуть внутрь корабля, а это очень непросто - настолько там все заилено. Как выгребать ил на такой глубине, еще только предстоит понять.

    Будущий сезон вернет водолазов и на Север, в Архангельскую область. Прошлым летом они нашли там восемь объектов Первой мировой войны, к которым теперь хотят опуститься. В этом регионе работы вести чуть сложнее: само Белое море по размерам больше Финского залива, и погодные условия там сложнопредсказуемы.

    - Но, думаю, стоит рассчитывать, что в этом году до двадцати новых объектов мы там найдем. Всего же на дне Белого моря их может быть свыше двух тысяч. Особенно интересно, что есть шанс найти древнерусские суда. Ведь на этой территории в свое время были торговые ворота, - говорит Андрей Лукошков. - Что дальше? Много чего. Археология - вечная наука.

    Контакт

    В ЦПИ РГО очень развито волонтерство, а также проходит обучение подростков: дети с 13 лет могут принимать бесплатное участие в летних программах. Все подробности об участии можно узнать на официальном сайте Центра.

    Кстати

    Один из проектов Центра подводных исследований РГО - преобразование Петровского дока в Кронштадте в Музей подводной археологии. Здесь можно будет видеть исторические суда прямо в воде.

    - Петровский док достаточно длинный, туда может поместиться до восьми кораблей-музеев, - объясняет Сергей Фокин. - О сроках пока говорить сложно, так как наша инициатива лишь часть большого проекта по созданию тематического парка в Кронштадте.

    Интересно, что перемещать корабли в док нужно будет также погруженными в воду. Контакт с кислородом для древностей губителен. Поэтому, вероятно, для транспортировки потребуются специальные контейнеры.

    Конечно, рассказывают о находках и в рамках не столь масштабных мероприятий. Например, в музее-заповеднике "Петергоф" летом была представлена выставка "Три века под водой". А в скором времени уникальные экспонаты с "Архангела Рафаила" отправятся в Морской музей Гамбурга - немецкие специалисты оказались впечатлены находками, их сохранностью и попросили привезти артефакты на временную экспозицию.

    Поделиться