Новости

13.03.2019 11:32
Рубрика: Экономика

122 года у моря

Смотритель Геленджикского маяка Анатолий Юрченко - об истории и тайнах профессии
Во всем мире не встретишь двух одинаковых маяков - они все разные, чтобы, как говорят смотрители, "распознавать их в лицо". Вот и Геленджикский передний створный маяк внешне совершенно не похож на традиционную башню: двухэтажный особняк с красной полосой на фасаде, балконом и узорчатым флюгером стоит прямо на главной набережной курорта.
Анатолий Юрченко: По сути, работа смотрителя маяка - это образ жизни. Фото: Владимир Аносов/РГ Анатолий Юрченко: По сути, работа смотрителя маяка - это образ жизни. Фото: Владимир Аносов/РГ
Анатолий Юрченко: По сути, работа смотрителя маяка - это образ жизни. Фото: Владимир Аносов/РГ

Этот маяк указывает безопасный курс заходящим в бухту судам уже 122 года. В гостях у его смотрителя Анатолия Юрченко побывали корреспонденты "РГ".

...На стук в калитку из глубины двора навстречу с лаем выбегают два сторожа - Арчи и Василиса.

- Гроза набережной! - шутливо бросает вышедший следом начальник маяка.

Обе черные собачки с косматыми ушами живут здесь почти десять лет и охраняют объект от вторжения посторонних лучше металлической таблички на входе. Впрочем, проникнуть в здание сложно, так как оно в ведении министерства обороны.
Поднимаемся на второй этаж и оказываемся в полутемной аппаратной, где находится сердце маяка - набор оптических линз Френеля.

- Маяк предназначен для безопасного входа в Геленджикскую бухту, - объясняет, развернув карту города, Юрченко. - У нас огонь разбит на три сектора: в середине - зеленый, по бокам - красный. Когда ночью корабль наблюдает красный сектор - значит, поворачивать нельзя, наскочит на рифы. А если моряки видят зеленый, то находятся на безопасном курсе. С помощью набора линз свет усиливается и показывает вход в бухту на 12 морских миль (около 20 километров). А днем суда берут за ориентир вертикальную красную полосу на фасаде: условно соединив ее с каменной пирамидой на горе, получается створ.

Кстати, линзу установили еще в конце XIX века. Заинтересованные в вывозе своей продукции - дерева и цемента - французские предприниматели построили приземистое крепкое здание маяка. Каких-либо архивных данных о нем не сохранилось, единственное свидетельство, проливающее свет на историю, - небольшая рукописная книга в коричневом переплете.

- Даже не знаю, кто из смотрителей начал вести хронику маяка, но здесь, например, перечислены все начальники с 1934 года, - вынимает из ящика стола альбом Анатолий Николаевич.

Итак, "в 1897 году здание Геленджикского маяка было построено французскими и бельгийскими компаниями (архитектор Жозеф Тонде) на северном берегу бухты", - читаем строчки, выведенные аккуратным почерком. - Оборудован французской оптикой катодиоптрической системы и освещается внутри керосино-капельной установкой. На расстоянии 1,4 километра от маяка в сторону Маркотхского хребта одновременно был построен задний створный знак (пирамида) высотой восемь метров. Маяк был огорожен каменным забором с трех сторон: восточной, северной и западной. Помимо здания, построены баня, керосинохранилище, туалет и колодец".

- А еще каретный сарай в задней части двора, - добавляет смотритель, - теперь он используется для хозяйственных нужд.

Удивительно, но за столько лет здесь практически ничего не изменилось. Те же стертые ступени, кованые перила на балконе, и даже входная дверь запирается на тяжелый замок, на котором с царских времен сохранилось клеймо фабрики И. С. Субботина и М. И. Зафрена. Недаром здание является историческим памятником архитектуры.

- Однажды хотел сменить железо на двери, соскоблил краску, а под ней - клеймо. Естественно, оставил как есть, - признается Анатолий. - А вот сама линза работает от обычной лампы накаливания. Раньше свет падал от фитиля, затем - от ацетиленовой горелки. Она до сих пор здесь, хотя 1875 года выпуска и скоро "отметит" очередной юбилей. Специальная вытяжка и вентиляционная шахта уже не используются, но все находится в полной исправности.

Электрифицировали маяк только в 1958 году, а спустя 16 лет провели и городской телефон.

Устроиться смотрителем маяка и жить в уединении, наблюдая за гладью моря, - казалось бы, вот она настоящая мечта романтика. Однако сюда не попадают случайно: вакансии-то появляются крайне редко, ведь многие служат целыми династиями, "передавая" башню от отца к детям. Так произошло и с Анатолием Юрченко.

С помощью набора линз свет маяка усиливается и показывает вход в бухту на 12 морских миль

- Я всю свою сознательную жизнь провел на Геленджикском маяке высотой 42 метра на Толстом мысу (его "свечку" легко разглядеть с набережной), у меня отец там работал начальником с 1967 года, мама служила - она до сих пор трудится техником. А затем семейное дело подхватила младшая сестра Лариса. Так что жизнь на берегу мне с детства знакома, - рассказывает он.

После школы Анатолий окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, затем пошел в гидрографическую службу в Новороссийске. Уйдя на пенсию в звании капитана II ранга, устроился на маяк: бывший смотритель уезжал в Москву в 2007 году, и он, не раздумывая, заступил на его место.

- Зарплата маленькая, но, по сути, работа здесь - образ жизни и уже... мой дом. На первом этаже размещаются две квартиры, в одной из которых живу я с женой и младшей дочерью, в другой - техник, - продолжает Анатолий. - Начальник маяка - это универсал-хозяйственник. К примеру, у меня 34 сотки земли - и начиная с апреля мы регулярно косим траву, обрезаем деревья, белим стены, занимаемся текущим ремонтом. Помню, за первые месяцы службы сами заменили крышу. В моем ведении также несколько светящихся навигационных знаков в Архипо-Осиповке и селе Дивноморском, так что скучать не приходится, а у сестры, представьте, в хозяйстве почти пять гектаров, плюс дизельный генератор, современный светооптический аппарат, радиостанция - и все нужно содержать в техническом порядке.

Вахту на маяке несут круглые сутки. Особенно напряженно летом, когда по набережной гуляют толпы туристов и один нет-нет да и попытается заглянуть за калитку. Каждый день техники заполняют журнал, в который заносят важные события. Например, посещение начальников и командиров, а еще корреспондентов.

- Журналисты - частые гости, - с улыбкой уточняет собеседник.

По мнению Юрченко, маячник, хотя и редкая профессия, но никак не вымирающая. Периодически гидрографическая служба проводит количественный анализ средств навигационного оборудования с учетом новых морских коммуникаций - строящихся портов и причалов. Как показывает практика, в "свежих" маяках нужды больше нет, действующие необходимо просто модернизировать.

- Сейчас спутниковая навигация есть в каждом телефоне, но, представьте, если села батарейка? Тогда огонь маяка, поддерживаемый людьми, - единственный путеводный ориентир для моряка, - завершает наш разговор смотритель.

Наблюдаем за двумя морями

Зона ответственности гидрографической службы Черноморского флота охватывает отрезок от Таганрога на Азове до Адлера, в нем находится 16 обслуживаемых маяков. Из них два в Геленджике. К слову, маяк на Толстом мысу был возведен в 1898 году - тогда он представлял собой деревянную пирамиду с будкой. В 1979 году заложили фундамент новой бетонной башни, куда тяжелую линзу из горного хрусталя поднимали краном и лебедкой. В отличие от здания с эркером на набережной, этот маяк служит для определения местоположения судна в море.

Начиналось с костра

Самым знаменитым маяком в истории является одно из чудес света - Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э. Его смотрители огнями костров отмечали опасные проходы. Затем в качестве источника света использовались каменный уголь, толиво и керосин. Ключевым этапом развития оптического оснащения стало изобретение в 1820 году линз Френеля, которые позволили резко увеличить силу света маяка в определенных направлениях.

Первые маяки в России появились в начале XVIII века. Восьмого июля 1807 года по указу Александра I все маяки перешли в подчинение морского ведомства. С 1997 года этот день стал профессиональным праздником маячников страны.

В регионах Экономика Транспорт Водный транспорт Общество Ежедневник Образ жизни Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край