13.03.2019 10:02
    Поделиться

    В феодосийcкой картинной галерее продолжают традиции великого мариниста

    От чего нужно спасать дом известного художника, чем помог музею Айвазовского секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев и как живет Феодосийская картинная галерея, узнавал корреспондент "РГ".
    Сергей Винник/РГ

    Лигачев бы смог

    Строительство своего дома в Феодосии Иван Константинович Айвазовский начал в 1845 году. Когда спустя три года он был готов, горожане сразу же прозвали его вилла Маэстро. Но сегодня в столь почтенном возрасте дом маэстро нуждается в серьезном ремонте. В XIX веке на соседней Галерейной улице протекала река, пересыхавшая только в самое жаркое время года. Во время строительства ее засыпали, но грунтовые воды с тех пор создают постоянную угрозу фундаменту.

    - Вопрос о том, что надо предпринимать срочные меры, остро встал еще в украинский период. Делались какие-то шаги, но все это было от случая к случаю, бессистемно, - рассказала "РГ" директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук. - В этот период наши фонды перевели в другое место, а фондовые помещения пошли под ремонт.

    Когда Крым вернулся в состав России, на проведение первоочередных противоаварийных работ государство выделило 30 миллионов рублей. За эти средства заменили кровлю на основном здании, привели в порядок фасад и оплатили ТЭО продолжения ремонтно-реставрационных работ. Они намечены на 2020 год и обойдутся государству в 500 миллионов рублей. Зато в ожидании ремонта у посетителей экспозиции "особый премиальный период", как его с улыбкой называют музейные работники. Дело в том, что высота стен в закрытой выставочной галерее достигает четырех метров, так что рассмотреть детали картин в верхнем ярусе было трудно. Сейчас они в основном здании и прямо перед глазами зрителей. Разглядеть можно даже мазки кисти.

    У сотрудников галереи есть еще мечта, что когда-то они смогут расширить экспозицию, если им вернется одно из зданий комплекса, занятое сейчас министерством обороны. Переписка по этому вопросу продолжается вот уже пять лет, но пока безуспешно. Интересно, что в 80-х годах прошлого века передать одно здание от военных музею помог секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев.

    - Егор Кузьмич был у нас, и когда ему рассказали, что дом сестры Айвазовского занимают военные, он смог повлиять на ситуацию, - рассказала Татьяна Гайдук. - Через некоторое время это здание перешло галерее.

    В реставрации нуждается не только комплекс зданий, но и часть картин мастера. Займется этим Московский научно-реставрационный центр им. Ивана Грабаря. Принимая во внимание страховую стоимость полотен живописца, реставрация одной его картины среднего размера обойдется в миллион рублей.

    Посол мира

    Почетный член пяти европейских академий живописи Иван Константинович Айвазовский много путешествовал и сегодня современники наверняка назвали бы его послом мира. Повсюду он представлял Россию и русскую школу живописи.

    "Ваш талант прославляет ваше отечество", - сказал Айвазовскому французский художник и дипломат Орас Верне. Во Франции русский живописец стал единственным иностранцем, трижды удостоенным в XIX веке высшей награды этой страны - ордена Почетного легиона. А у себя в России Айвазовский был первым художником, который стал делать персональные выставки.

    - Айвазовскому нужно было отвезти картины в другой город, одеть их в рамы, снять выставочный зал, нужно было нанять смотрителей, билетеров и так далее. Это затратная работа, - говорит Татьяна Гайдук. - Поэтому персональная выставка - это новаторский и смелый шаг для того времени. Были риски, и художник на них шел.

    Оставаясь верными духу маэстро, Феодосийская картинная галерея экспонирует произведения великого мариниста во многих городах России. За последние пять лет выставки работ Айвазовского из фондов крымского музея прошли в Русском музее Петербурга, в Москве и Подмосковье.

    - В этом году мы также принимаем участие в передвижных выставках, - рассказала "РГ" директор галереи. - Объединение "Росизо" к пятилетию возвращения полуострова делает выставку "Земля и небо Крыма" в Зарядье, и на ней будут наши работы. После картины Айвазовского отправятся в Нижний Новгород, потом в Астрахань.

    А с ноября нынешнего по февраль 2020 года Феодосия примет выставку другого выдающегося русского художника-мариниста, современника Айвазовского - Алексея Боголюбова.

    Вальс с художником

    Несмотря на свою исключительную занятость, хозяин виллы был не чужд светской жизни и слыл хлебосольным хозяином. В его доме всегда было много гостей.

    - Когда Иван Константинович устраивал званый ужин или обед, количество подаваемых блюд обязательно было кратным 30, - рассказывает Татьяна Гайдук. - Если в доме собиралась семья, это было 30 смен блюд, если были гости, феодосийцы, крымчане - 60, если кто-то повыше, то 90 смен блюд.

    Вместе с поваром Айвазовский обсуждал меню и каждому блюду давал название своей картины. Так же он поступал и с винами. Отклеивал заводские этикетки и наклеивал свои, которые ему не лень было расписать и дать собственные имена. Например, шампанские вина нередко назывались "Девятый вал" или "Шторм в океане", а коньяки "От штиля к урагану". Любил маэстро устраивать балы и приемы.

    Храня традиции хозяина дома, картинная галерея совместно с министерствами образования и культуры Крыма, общественной организацией "Русское единство" провели уже два бала выпускников. Чтобы получить приглашение, нужно стать победителем в республиканском конкурсе сочинений на заданную тему. В мае, накануне последнего года обучения, министерство образования Крыма определяет историческую личность, которой будет посвящено сочинение. В 2017 году это был сам маэстро Айвазовский, которому исполнилось 200 лет. В 2018-м - святитель Лука. Кто станет героем следующего сочинения, пока неизвестно.

    Сам бал проходит в начале учебного года, и это великолепное событие, которое наверняка запомнят на всю жизнь не только его участники, но даже те, кому посчастливилось быть на этом празднике просто зрителями. Бал - настоящий светский прием, где звучит живая классическая музыка, а пары скользят по паркету в вальсе или проносятся в стремительной мазурке.

    - Выпускники приезжают со всего Крыма, - рассказывает Татьяна Викторовна. - Молодые люди в строгих фраках, девушки в бальных платьях, с диадемами на голове. Все идут по красной ковровой дорожке, каждого торжественно объявляют.

    Главных участников - победителей в конкурсе сочинений - 27. Каждому юноше и девушке подыскивают пару среди профессиональных танцоров. Обязательных бальных танцев четыре, а потом молодые люди могут импровизировать в современных ритмах. В какой-то момент вечера гаснет свет, и в зале среди гостей неожиданно появляется сам хозяин виллы - маэстро Айвазовский со своей внучкой Софьей. Вместе с ним школьники рисуют картину, которая каким-то чудесным образом превращается в настоящее полотно, достойное кисти великого художника. Вообще сюрпризов на балу множество, и они всегда разные. За исключением организаторов праздника, взрослые на бал не допускаются. Родители, горожане и гости города могут следить за происходящим внутри на больших экранах, установленных на набережной неподалеку от виллы.

    - Многие не понимают, что происходит, думают, что у нас снимают какой-то фильм, - с улыбкой вспоминает директор галереи. - И все друг друга спрашивают: снимают кино? А когда это было? Или это прямо сейчас происходит?

    Бал у Айвазовского - это не выпускной вечер выпускников, - говорят организаторы. - И не должен его заменять, но это то яркое событие в жизни талантливых молодых людей, которое навсегда останется в их памяти, когда они разлетятся по всей стране. Ведь наверняка этого хотел и сам маэстро Айвазовский.

    P.S.

    Иван Константинович Айвазовский был одарен музыкально. Как-то на рауте у Нестора Кукольника в Петербурге он на скрипке наиграл несколько народных мелодий. Маэстро живописи импровизировал на инструменте. Услышавший его композитор Михаил Иванович Глинка впоследствии использовал эти мелодии в опере "Руслан и Людмила".

    Кстати

    В возрасте 75 лет, путешествуя по Северной Америке, для своей выставки в Нью-Йорке Айвазовский снял самый большой в то время выставочный зал в городе. Когда маэстро появился перед посетителями, американская публика устроила ему овацию, длившуюся 15 минут.

    Поделиться