Объем инвестиций, необходимых для достижения конечной цели реформы, на Среднем Урале до сих пор неизвестен, даже приблизительно. Эксперты осторожны в оценках, в открытых источниках мелькают лишь цифры, касающиеся локальных проектов. Так, на днях станут известны результаты тендера, объявленного администрацией Екатеринбурга на "разработку генеральной схемы саночистки муниципалитета и проведение инвентаризации контейнерных площадок". Только на детальный анализ ситуации из городского бюджета готовы выделить 7,7 миллиона рублей. Компания-победитель должна представить схему в декабре нынешнего года.
В Нижнем Тагиле подписано концессионное соглашение между местной администрацией и "Облкоммунэнерго" о строительстве мусоросортировочного комплекса, оборудовании нового полигона и снегоплавильной станции. Стоимость проекта - четыре миллиарда рублей, срок реализации - 2022 год. Он будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, город должен вернуть компании вложенные деньги в течение 20 лет.
На самом деле инвесторов у мусорной реформы гораздо больше. Новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) предполагает, что каждый зарегистрированный житель должен вносить свою лепту. Финансовый вклад граждан в мусорные преобразования разный в каждом муниципалитете и рассчитывается оператором.
- Мы с вами сегодня формируем завтрашний день. Поэтому в тарифе и заложена инвестиционная составляющая, - пафосно пояснил Григорий Вихарев, глава "Спецавтобазы" - оператора по вывозу отходов из Екатеринбурга и еще 34 муниципалитетов.
В тарифе этой компании доля инвестиций невелика - 0,33 процента. В абсолютных цифрах "на завтрашний день" тратится 1,97 рубля с каждого кубометра (для сравнения: транспортировка отходов на полигоны стоит 426,52 рубля). В Нижнем Тагиле местный оператор "Рифей" предусмотрел более весомые народные инвестиции - 323 рубля, это почти треть утвержденной Региональной энергетической комиссией стоимости вывоза кубометра мусора.
При таком раскладе жители, конечно, заинтересованы в том, чтобы деньги не хоронили вместе с мусором на полигонах, а вкладывали в современные технологии переработки ТКО. Вот только эффективного механизма контроля использования собранных операторами средств сегодня нет, как нет и доверия жителей, голосующих рублем: по данным министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, только 10 процентов свердловчан оплатили январские квитанции за вывоз мусора.
Пока компании-операторы отчитываются исключительно за объемы вывезенных из муниципалитетов отходов. С этими цифрами все просто замечательно: по данным министра энергетики и ЖКХ области Николая Смирнова, за первый месяц года на действующие полигоны поступило на 20 процентов больше ТКО, чем за тот же период 2018-го.
- Главная ошибка реформы - оценка деятельности оператора по кубометрам доставленного на полигоны мусора. Ведь цель преобразований не закапывать отходы в землю, а перерабатывать в полезный продукт. До 60 процентов ТКО подлежат переработке. А на Среднем Урале сейчас нет ни одного предприятия, способного даже сортировать мусор, - говорит коммерческий директор одной из межрегиональных компаний по переработке ТКО Юрий Глухов.
Увы, на старте реформы ситуация не то что с переработкой, но даже с захоронением бытового мусора во всем Уральском округе плачевная. По данным полпредства президента, у 92 процентов полигонов заканчивается срок эксплуатации. В Свердловской области более 200 тысяч гектаров земли занято свалками, на них уже накоплено более 42 миллионов тонн бытовых отходов.
За последние десять лет в области анонсировали старт нескольких масштабных проектов по переработке ТКО, но все они так и не были реализованы. Первый сортировочный завод построен под Первоуральском в 2005 году, из областного бюджета на него выделили 100 миллионов рублей. Запущенное с большой помпой казенное предприятие не проработало и пяти лет - не вышло на проектную мощность и окупаемость, в итоге признано банкротом. В 2013 году о намерении реализовать мусорные проекты на Урале заявляли японские и немецкие компании. Объем обещанных инвестиций впечатлял - 700 миллионов евро. Даже определились с местом - ОЭЗ "Титановая долина". Но дальше протоколов о намерениях дело не пошло.
Единственная технология переработки отходов, которая прижилась и оказалась востребована местным малым и средним бизнесом, - сбор и переработка вторичного пластика. На Урале научились не только скамейки, заборы или лейки из бэушных бутылок делать, но и топливо. Как поясняют предприниматели, для переработки годится не весь пластиковый мусор - особым спросом пользуется лишь ПЭТ-тара - канистры, бутылки. Причем сырье должно быть "свежим" - не залеживаться в мусорных кучах, где оно быстро теряет пригодность. Сбором, сортировкой и выпуском новых изделий из вторичного пластика в регионе занималось до двух десятков небольших предприятий. Но со стартом реформы многие оказались в сложном положении, вплоть до остановки.
Причина банальна: нет сырья, сетуют предприниматели. Бутылки собирали на контейнерных площадках и полигонах. Сейчас многие управляющие компании забросили это дело: с введением платы за вывоз мусора стало просто невыгодно. А полигоны перешли в управление операторов, которые запретили стихийную сортировку ТКО. К такому нежелательному эффекту реформа привела не только в Свердловской области, но и в других регионах: дефицит коснулся всех переработчиков ПЭТ-вторсырья.
- Получается, операторы собирают с населения деньги на переработку - и в первую очередь уничтожают тех, кто работал в этой сфере, - возмущается Глухов.
Впрочем, в профильном министерстве ничего страшного в возникшей ситуации не видят, более того, жалобы на вытеснение с рынка малого бизнеса назвали мифом.
- Компании, которые заключили официальные договоры с операторами, сырье получают. В неприятной ситуации оказались только те, кто пытался незаконно его добыть, например, нанимал бомжей. Такой теневой оборот уменьшился, - пояснил Николай Смирнов.
Предприниматели, однако, не просто выражают недовольство, а предлагают вполне конкретные меры, направленные на реальное преобразование этой непростой сферы. В частности, считают, что не стоит дожидаться светлого будущего, когда, может быть, в регионе появятся гигантские мусорные заводы, а уже сейчас разместить на полигонах малогабаритные мусоросортировочные станции. А вообще, давно пора запустить процесс сортировки не на свалке, а на стадии сбора отходов самими жильцами. То есть подключить к реформе управляющие компании и ТСЖ.
Тем временем
Согласно утвержденной осенью 2018 года территориальной схеме обращения с ТКО, в Свердловской области планируется построить 12 мусоросортировочных комплексов мощностью 50-100 тысяч тонн отходов в год каждый. При этом в Екатеринбурге появятся два завода на 400 тысяч тонн. Все предприятия должны заработать до 2030 года.
В городе Копейске Челябинской области на полигоне ТКО в прошлом году запущена линия переработки бытового мусора в альтернативное топливо RDF. Ежедневно предприятие выпускает 24 тонны топлива, которое поступает на цементный завод. Ежемесячно рециклингу здесь подвергается 600 тонн городского мусора.
В Тюменской области первый мусоросортировочный завод запущен в августе прошлого года. Предприятие может сортировать до 90 тонн отходов в час. Годовая мощность - 350 тысяч тонн. Технологические решения предусматривают полный цикл сортировки ТКО - более 25 видов полезных фракций (металлы, стекло, бумага, пластик и так далее). Ввод завода позволил до 60 процентов уменьшить объем направляемых на захоронение отходов. По планам подобные предприятия появятся в Тобольске (40 тысяч тонн в год) и Ишиме (25 тысяч тонн).