Главное - прибыль. А люди?
Группа специалистов Центра исследований социально-трудовых отношений (ЦИСТО) проверила, как в Киргизии соблюдаются трудовые права граждан. Выводы печальны. По оценкам ЦИСТО, работодатели подчас ведут себя с подчиненными едва ли не как с невольниками. Данные об этом были озвучены на специальной конференции "Нарушения в сфере охраны труда: вызовы и меры по предупреждению".
К примеру, в одном из частных домов на окраине Бишкека работал швейный цех. Его владелец - полковник милиции. К началу рабочего дня он приезжал на место лично, чтобы проследить за тем, вовремя ли швеи приступают к работе. За опоздание хотя бы на пять минут следовал штраф, который вычитался из заработной платы.
Удостоверившись, что рабочий процесс запущен, милиционер закрывал дверь в помещение, а во двор выпускал огромного пса, после чего спокойно уезжал на службу. Девушкам приходились безвылазно сидеть в помещении и ждать, когда приедет хозяин и посадит животное на цепь, дав им возможность разъехаться по домам. Появлялся же милиционер, когда ему вздумается. Это могло быть и в 9 вечера, и в полночь. Его совсем не заботило, как девушки и женщины будут добираться домой, когда общественный транспорт уже практически не ходит. Пожаловаться куда-то работницы цеха боялись, да и не верили, что кто-нибудь может справиться с силовиком.
Есть мнение, что подобного можно было бы избежать, заключи швеи с владельцем цеха контракт. Однако в реальности стоит только соискателю рабочего места заикнуться о документе, как ему указывают на дверь. Ведь желающих трудоустроиться на свободную вакансию в Киргизии много.
- Швея сейчас в Киргизии - самая востребованная профессия, - утверждает бывшая работница малого предприятия этой сферы Эльвира Зубкова. - Швейных цехов много, однако немало и проблем. Зарплату, к примеру, выплачивают не везде, хоть и обещают при трудоустройстве еженедельный расчет. Нередко выдают на руки меньше, чем оговорено. Причем часто, мотивируя это введением штрафов - за опоздания, брак и тому подобное. Швеи, в итоге, долго на одном месте не задерживаются. Ведь работодатель у нас всегда прав, а пожаловаться некому.
Еще более тревожна ситуация на юге страны, которая порой напоминает сюжет фильма о невольниках. В Узгенском районе Джалал-Абадской области, к примеру, растет знаменитый красный рис. Капризный злак требует особо тщательного ухода. Растет он на специально отведенных земельных участках, которые заливают водой, и его необходимо часто пропалывать. К работе обычно привлекают 10-12-летних сельских девчонок, которые днями напролет трудятся за копейки, стоя по колено в воде. О том, чтобы выдать девочкам сапоги, никто не заикается. Юношей, кстати, на эту работу, как правило, не берут, так как они чаще болеют от долгого пребывания в воде.
Не хватает инспекторов
В начале года парламентарии Киргизии одобрили очередной законопроект, предусматривающий введение на два года моратория на проведение проверок субъектов предпринимательства. В список госорганов, которым запретили безосновательно наведываться в коммерческие структуры, вошла и Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при правительстве КР, в функции которой входит мониторинг соблюдения трудовых прав граждан.
Почему безопасность человека на рабочем месте поставили в один ряд с уплатой налогов, присутствующие на конференции народные избранники ответить не смогли. Но, как оказалось, даже если бы проверки и санкционировались, вряд ли они привели бы к изменениям. Причина в том, что проводить их просто некому.
- В 2012 году количество сотрудников, осуществляющих контроль охраны труда и трудовых отношений, сократилось со 112 до 23, - сетует глава ведомства Джолдошбек Джунушев. - Сегодня в среднем на одного инспектора у нас приходится по 37 тысяч работников. Есть регионы, где сотрудников, отвечающих за охрану труда, нет совсем. Как следить за соблюдением прав граждан? Добавлю, что количество жалоб на работодателей увеличилось за минувший год в четыре раза. Но с введением моратория на проверки мы даже рассматривать их не можем.
По словам Джунушева, сегодня инспекторам по охране труда разрешены лишь плановые проверки. Согласно закону, предпринимателя должны уведомить о визите за 10 дней. За это время владельцы компании успевают навести порядок. Людям выдаются каски, если они необходимы, рукавицы, пояса безопасности. Инспектор уходит, и все возвращается на круги своя. Большинство бизнесменов не заботит здоровье работников.
Опасные профессии
По данным экспертов, в 2018-м в республике было зафиксировано более 50 смертельных случаев на производстве. Еще несколько сотен киргизстанцев получили увечья на рабочих местах и остались инвалидами на всю жизнь. Однако реальное число жертв может оказаться в разы больше, и эти цифры замалчиваются. Случаи же возмещения ущерба работодателями пострадавшим можно пересчитать по пальцам.
- Больше всего травм получают рабочие, занятые в горной, строительной, транспортной и энергетической промышленности, - утверждает эксперт Елена Рубцова. - В частности, при возведении многоэтажных зданий высотный монтаж производится без страховочных поясов и касок, работа ведется даже в плохих погодных условиях. В большинстве других фирм и организаций эксплуатируют морально и физически устаревшее оборудование, а модернизация не проводится, как и мероприятия по охране труда. Возможно, потому, что к управлению предприятиями малого и среднего бизнеса допускаются недостаточно квалифицированные руководители и специалисты. По крайней мере, не прошедшие обучение основам безопасности труда.
Эльвира Сурабалдиева, депутат парламента КР:
- Судя по материалам, представленным независимыми экспертами, ситуация вопиющая. Действительно, когда принимали закон о введении моратория на проведение проверок хозяйствующих субъектов, такой важный момент, как проверка соблюдения трудовых прав граждан, был упущен. Полагаю, что парламенту необходимо совместно с министерством труда и социальной защиты разработать и принять необходимые меры, чтобы этот пробел в законодательстве был устранен. По моему мнению, также нужно повысить роль профессиональных союзов. Ведь в большинстве случаев люди просто не знают, куда можно обращаться с жалобами на работодателя.
Хочу заверить, что я обязательно доведу до сведения моих коллег сложившуюся ситуацию с соблюдением в республике трудовых прав, и, конечно же, мы по возможности исправим эту ошибку.