- После трагедий в "Хромой Лошади" и "Зимней вишне" стало очевидно, что ответственность бизнеса, о которой этот бизнес регулярно говорил, требуя ослабления контроля и надзора - не более, чем фикция. Экономят на всем и при строительстве, и при эксплуатации. Там, где должны быть негорючие материалы, используют самые дешевые и самые горючие. Исправят ли ситуацию новые нормы?
Сергей Воронов: Эта мера безусловно правильная. Но чтобы она заработала в полную силу, надо сделать еще много чего.
Надо возвращать на свои места ушедших профессионалов, которые разбираются в строительных нормах, плюс воспитывать новых.
Ведь с 2007 года, когда МЧС лишилась функции надзора за строительством, утекло много воды и, например, сейчас в Москве я знаю всего человек пять специалистов, которые могут "читать" проекты. Что творится в регионах, вообще сложно представить.
Сейчас надо срочно в ВУЗах системы МЧС снова вводить специальный курс для подготовки такого рода специалистов.
- А обычные пожарные инспекторы с этой задачей не справятся?
Сергей Воронов: Поставить "читать" проекты человека непрофильного можно. Но это примерно также, когда в школе физруку дают дополнительную нагрузку вести еще и уроки ОБЖ. Чего-то он, конечно, знает, хотя качество преподавания будет не на высоте. Но если такие эксперименты в школе не приведут к трагическим последствиям, то ошибки в проектировании и строительстве уже показали, чем могут закончиться.
В строительной сфере существует много нормативов, правил, различного рода тонкостей и нюансов, которые надо знать. Приведу пример. Для высотных зданий в современных системах пожаротушения для подачи воды на высоту применяются трубы, в которых рабочее давление, вдумайтесь, более 100 атмосфер. Это необходимо, чтобы при пожаре под потолком сработали спринклеры, называемые в просторечье зонтиками-распылителями,. Так вот, если для таких труб применить более дешевый металл, чем полагается, то труба может просто лопнуть. Для сравнения на Западе в водометах для разгона демонстрантов давление около 10-12 атмосфер. И то людей с ног сбивает. А вырвавшаяся вода из трубы под давлением 100 и более просто разрежет человека надвое. Представьте себе такое ЧП этаже на двадцатом, где полный офис людей…Поэтому инспектор должен разбираться помимо прочего еще и в материалах, из которых изготавливаются отдельные элементы противопожарных систем.
- Но ведь и строители сами заинтересованы в том, чтобы таких трагедий не случалось. Не сгущаете ли вы краски?
Сергей Воронов: Практика показывает, что строят одни, а эксплуатируют другие. У одних интересы подешевле построить, максимально оптимизируя издержки, а у других извлечь максимальную прибыль от эксплуатации здания. А по-настоящему заинтересован в максимальном уровне безопасности, получается, только инспектор пожарного надзора, потому что ему необходимо ставить свою подпись на всевозможных документах по результатам проверок.
И ошибки в этих делах могут очень дорого стоить. Трагедия в "Зимней вишне" показала, что несрабатывание датчиков дыма привело к тому, что не включились другие системы противопожарной защиты. Не выключилась и вентиляция, а потому едкий дым мгновенно разогнало по торговому центру, а огонь с притоком воздуха разгорелся за секунды.
- Но ведь тут могла быть ситуация, когда отдельные детали подвели, оказались, например, бракованными. Скажем, поздно или вообще не сработал какой-то оповещатель в помещении, где начался пожар…
Сергей Воронов: Да, такая проблема есть. Для ее решения, на мой взгляд, необходимо менять подходы к сертификации оборудования.
Сейчас согласно "Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности", сертификации подлежат лишь отдельные компоненты. Скажем, сертифицировали отдельно датчики дыма, спринклеры, и вентилятор для дымоудаления. Собрали их в одну систему, а она не работает. А по бумагам все законно, потому что система в собранном виде уже не подлежит обязательному подтверждению. А раз сертификации общей системы не требуется, то подрядчики бывает используют элементы от разных производителей и даже контрафактные детали.
- Не усложнит ли введение дополнительного контроля жизнь предпринимателям и строителям? Как сделать, чтобы возвращение МЧС в контролирующую цепочку, не стало коррупционным фактором?
Сергей Воронов: Для этого все должно быть предельно четко прописано в законах, чтобы не было, так сказать, люфта. Чтобы решение разрешить или нет, не зависело только от расположения инспектора. А для этого также надо вносить изменения в законы, в частности в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"