Новости

14.03.2019 19:01
Рубрика: Власть

Укрупнить до округа

В Госдуме ждет рассмотрения проект поправок в закон о местном самоуправлении. Предлагается создать новый вид муниципального образования - муниципальный округ. В его состав будут входить не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов, но сам округ не станет частью муниципального района - на его территории исключено существование двухуровневой системы местного самоуправления. Допускается объединение муниципального района с городским округом. При этом входящие в состав округа поселения утрачивают статус муниципальных образований. По словам председателя экспертного совета Союза российских городов Андрея Максимова, отход от двухуровневой системы начался еще в 2017 году, когда отменили ряд критериев, которым должны были соответствовать городские округа: компактность, шаговая доступность, преобладание городского населения и т. д. "Это позволило начать процесс преобразования территорий в городские округа, и сейчас мы наблюдаем скорее его окончательную формализацию, - говорит Максимов. - Понятно, когда городским округом становится подмосковная Балашиха с примыкающими территориями, но если речь идет о нескольких десятках деревень на расстоянии 300-500 км, то это уже звучит странно".

В объединении населенных пунктов путем создания округа, по мнению авторов проекта, есть очевидные резоны. Муниципальный округ - это экономия бюджетных средств, сокращение численности чиновников, единый генеральный план и сбалансированное развитие территории, единые тарифы на услуги ЖКХ, единые тарифы на транспорт, единые правила благоустройства, единый подход к налоговой политике и т.п. "Государственная система должна быть простой и понятной, - говорит президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. - А в Подмосковье муниципалитетов больше, чем субъектов в некоторых федеральных округах. Человек может сделать несколько шагов из одного муниципалитета в другой - и попасть в иную реальность с другой системой обеспечения госуслуг и даже другим налогообложением, если мы имеем в виду налоги и сборы, регулируемые на поселенческом уровне… Укрупнение муниципалитетов - это правильный шаг. Сложный, непопулярный, но правильный".

Предлагается создать новый вид муниципального образования - муниципальный округ

О том, что полномочия муниципалитетов не соответствуют их финансовым ресурсам, речь идет не впервые. Когда законопроекты о реформе местного самоуправления принимались Госдумой в первом чтении, мэры городов говорили: расширение полномочий местной власти должно подкрепляться финансово. Но вместо поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам правительство тогда представило в Госдуму лишь концепцию этих поправок. Да и она мало что обещала муниципальным властям: им, например, оставляли 100 процентов налогов на рекламу (нетрудно представить, каковы рекламные доходы в сельской местности), а вот акцизы на топливо и алкоголь доставались региональным администрациям.

В условиях, когда бюджет в три раза меньше, чем государственные обязательства, обещать муниципальным властям широкую самостоятельность, вероятно, не стоило. Требовалось одно из двух: либо увеличивать бюджет, либо урезать государственные обязательства перед населением. Догадываясь, к какому варианту может склониться правительство, депутаты Госдумы подстраховались и приняли закон о минимальных социальных стандартах. Чем запрограммировали совсем тупиковую ситуацию: сокращать социальные обязательства закон не велит, а сохранять их в неприкосновенности казна не позволяет.

О том, что реально собой представляет местное самоуправление, я знаю не понаслышке. В свое время писал о конфликте между мэром города Георгиевска и главой Георгиевской территориальной государственной администрации Ставропольского края. У последнего были в  руках собственность, бюджетные ресурсы. У первого - ничего, кроме параграфа Конституции. Конфликт в Георгиевске означал столкновение финансовой немощи с конституционно провозглашенной независимостью местной власти от власти государственной.

Наблюдая, как протекает реформа местного самоуправления, трудно отделаться от ощущения исторического дежавю. Ведь еще в 1864 году организация местного самоуправления была закреплена в России положением о земских учреждениях и городовым положением: земская и городская власть отделялась от государственной. Но спустя тридцать лет пришлось пересматривать эту практику по соображениям, изложенным в пояснительной записке к проекту нового земского положения, разработанного под руководством графа Толстого: "Главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных... Отсюда происходит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный антагонизм между ними". Этот самый антагонизм мы наблюдаем и в новейшей российской истории.

Гражданам будет безразлично слияние поселений в муниципальный округ, если в этом округе жизнь не станет лучше

Приобретя не обеспеченные местной казной большие полномочия и соразмерную им ответственность, мэры сегодня стали еще более уязвимы для критики со всех сторон. Рядовому обывателю решительно все равно, какая власть - муниципальная или государственная - обеспечивает его водой и теплом, поликлиникой и стадионом, кинозалом и автобусным маршрутом. Он территорию своего обитания на государство и муниципалитет не делит и не желает выслушивать объяснения мэра, что причина бытового и социального необустройства этой самой территории - скудный местный бюджет.

Многие регионы уже отказались от избрания мэров прямым голосованием. Пока муниципальная казна бедна, гражданам будет все равно, избран городской глава или назначен. Точно так же им будет безразлично и слияние поселений в муниципальный округ, если в этом округе жизнь не станет лучше.

Власть Работа власти Госуправление Колонка Валерия Выжутовича
Добавьте RG.RU 
в избранные источники