15.03.2019 22:52
    Поделиться

    Профильные ассоциации объявили войну неэтичной рекламе

    Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алтайского края призвало пользователей поделиться мнениями, считают ли они оскорбительной рекламу пива "Пряничное" барнаульской пивоварни. На ней изображена женщина с кляпом во рту в виде пряника, похожим на атрибут БДСМ. Подобная реклама - не редкость в соцсетях. "Российская газета" разбиралась, как можно ее проконтролировать.

    Сегодня социальные сети являются не только частью жизни каждого современного человека, но и представляют перспективную площадку для заработка. Активно развивающаяся рекламная индустрия не может остаться в стороне и не использовать социальные сети в качестве рекламного инструмента.

    В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Иными словами, запрещается распространение неэтичной рекламы. Контролирует соблюдение законодательства в области рекламы и массовых коммуникаций Федеральная антимонопольная служба.

    Однако, учитывая повышенный спрос рекламодателей к интернет-пространству в качестве площадки продвижения своих кампаний, ресурсов государственных служб и органов оказывается недостаточно для оперативного выявления и пресечения распространения ненадлежащей, недостоверной и особенно неэтичной рекламы. У профильных ассоциаций есть соображения, как препятствовать распространению такой информации.

    "Последние годы в России активно формируется саморегулирование в сфере рекламы, которое поддерживается со стороны государства. В частности, ФАС уже объявила о готовности передать саморегулируемым рекламным организациям борьбу с неэтичной рекламой. Таким образом, постепенно закрепляется инициатива профессионального сообщества по контролю неэтичной рекламы, в том числе на площадках социальных сетей", - рассказала "Российской газете" Авелина Бикбаува, руководитель юридического отдела группы компаний Е:mg, эксперт секции юристов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).

    Разницы между контролем неэтичной рекламы офф-лайн и в социальных сетях практически нет. Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц, в том числе юридических, общественных организаций и других контролирующих ведомств. Разница будет лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы. В перспективные планы рекламной индустрии, в том числе на площадке АКАР, входит формирование особых комитетов (комиссий), которые могли бы частично взять на себя функции по аккумулированию сообщений о случаях распространения неэтичной рекламы в интернете, включая социальный сети, для дальнейшей передачи такой информации в ФАС и в легальные саморегулируемые организации для принятия оперативных мер. Вместе с тем ни одна из вышеперечисленных инициатив и мер не исключает того, что каждый профессиональный специалист по рекламе обязан выполнять свои функции, соблюдая разумный баланс между креативным подходом к решению разноплановых задач и законодательными и моральными ограничениями.

    "Если мы хотим двигаться в будущее, то нам придется жить по цивилизованным правилам. При этом надо признать, что социально и культурно российскому бизнесу еще есть куда расти, увы", - отметил Алексей Андреев, управляющий партнер Depot branding agency, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России ( АБКР).

    По его мнению, бороться со случаями нарушения социальных норм в рекламе существенно легче, нежели в других сферах. Причина в том, что продукты массового спроса изначально абсолютно публичны. Создав непристойный или оскорбительный образ, бренд или производитель моментально окажутся под шквалом критики. Даже если бдительная общественность не успеет забить тревогу, то в дело вступят конкуренты, которые только и ждут провала соперника. Они-то и поспешат уведомить ФАС.

    "Инструментов сегодня достаточно, чтобы исключить любую несогласованную с законодательством коммуникацию. И чем крупнее, известнее и ярче будет бренд-нарушитель, тем быстрее наступит расплата", - заключил Алексей Андреев.

    Поделиться