Как москвичей спасают при пожарах в высотках и небоскребах

Каждый день в столице на аэродроме Остафьево дежурят вертолетчики-пожарные. "Это самый центр нашего города, - шутят пилоты. - Отсюда - одинаковое расстояние что до северных районов, что до Новой Москвы". На воздушной пожарной машине закреплены емкость и пушка для "расстрела" пламени. Как все это работает, нам рассказал руководитель "Московского авиационного центра" Кирилл Святенко.

Думаю, ни в одном регионе такой вертолетной службы спасения нет. Наверное, потому, что в Москве денег полно?

- Финансовые ресурсы, конечно, нужны. Но гораздо важнее внимание к проблеме. Город застраивается, высотки в каждом районе. Над созданием воздушной пожарной службы задумались еще в девяностые. Был выбран вертолет "Ка-32" - идеальная машина для таких задач. Хорошо "висит" в воздухе, маневренная и прекрасно управляемая. Пилот может сбросить воду прямо в эпицентр лесного пожара. Сбрасывается она из водосливного устройства. Но эту конструкцию можно применять только на открытых пространствах. А в плотной городской застройке, для высотных зданий, нужно что-то другое. Воду на здание необходимо подавать с предельно возможной точностью. Вот над этой проблемой особенно тщательно работали.

Какие были варианты?

- Сначала разрабатывался такой проект "Игла". На вертолет устанавливалась пожарная пушка с газогенератором. Но его хватало, чтобы выбросить за один раз где-то полкуба воды. Это "семечки" для крупного пожара в высотке или в промзоне. Потом появилась еще одна идея. К вертолету крепится пожарный шланг, который внизу идет к пожарной цистерне. Но чтобы поднять огромный объем воды хотя бы на 100 метров, нужно давление 10 атмосфер. А если вдруг произойдет что-то непредвиденное - и придется экстренно сбросить рукав на землю? Тогда он будет в бешеном темпе раскручиваться - ущерб будет едва ли не большим, чем от пожара!

Проанализировав различные варианты, пришли к интересному решению. На вертолет крепится бак объемом 3 200 литров. И установлена специальная пушка, которой управляет сам пилот. То есть можно попасть, грубо говоря, прямо в окно горящей на высоте квартиры или офиса. Профессия пожарного летчика требует невероятной концентрации. И смелости, разумеется. Ты зависаешь над пожаром, а у тебя самого в баках - две тонны горючего!

Когда пожарные вертолеты особенно ярко себя проявили?

- Первый крупный пожар, где мы впервые применили вертолет, произошел в 2005 году в "Вернисаже" в Измайлово. Такое знаковое событие показало высокую эффективность применения вертолетов для тушения пожаров. Знаковое событие - пожар в строящемся здании "Москва Сити". Это был уникальный сложнейший пожар, когда наши пилоты совершили несовершаемое. Потушили пожар всего за несколько часов в темное время суток, при отрицательных температурах и при сильнейших порывах ветра. Вообще пожарная авиация участвовала в ликвидации самых крупных ЧС. Вспоминаю хотя бы 2010 год. Тогда на Ленинградке горело одно из зданий "Алмаз-Антея". Огонь так быстро распространялся, что пожару присвоили высшей уровень сложности. Как раз тогда и проявила себя горизонтальная система тушения. Благодаря нашим пушкам пожар удалось ликвидировать. Из недавних случаев вспоминаю пожар на Южнопортовой - там огромная промзона, горели склады. А в 2017-м ТЦ "Синдика" горел! Тогда наши летчики тоже отличились. Вертолеты привлекаются на все крупные пожары в высотках и промзонах. Решение о том, что нужна пожарная авиация, принимают в штабе пожаротушения, на месте ЧС. Наши ребята всегда готовы к вылету. Все вертолеты исправны и готовы к тушению. Через 15-20 минут мы уже будем у горящего здания.

Параллельно совершенствуете системы пожаротушения?

- Это тот случай, когда лучшее враг хорошего. Существующие системы и средства работают нормально. А вот новые методики спасения людей мы действительно разрабатываем. Вертолетчики уже сейчас способны не только заливать пламя, но и эвакуировать людей. При пожаре вертолет может сесть даже на крышу. Если, конечно, там есть оборудованная площадка 25 на 25 метров. При этом не должно быть антенн, кабелей, растяжек. Такие площадки есть. Это шанс на спасение для тех, кто оказался на огромной высоте и отрезан огнем от нижних этажей. Коленчатый подъемник пожарных может достать до 100-метровой высоты. Но что делать, если офисы находятся выше? В таком случае вертолет садится на крышу и забирает одновременно до семи человек.

Сейчас мы разрабатываем новую технологию спасения при высотном пожаре. Хотим сделать прочную кабину, в которой люди спускались бы вниз, как на лифте. В ней могли бы разместиться уже не 7, а 15-20 человек. Такой воздушный "лифт" не должен вызвать психологического дискомфорта. Мы ведь, когда заходим в лифт, не думаем, что под нами бездна, а кабина крепится на трех тросах. Такие технологии примеряются в армии для эвакуации десанта и водолазов. Рассчитаны на физически и морально подготовленных людей. Для "гражданки" нужны другие технологии. А мы, хоть и работаем в экстремальных ситуациях, подчиняемся правилам гражданской авиации.

Новые вертолеты будете покупать?

- В этом году у нашего ветерана "Ка-32" (1989 года выпуска) заканчивается нормативный срок эксплуатации. По решению мэра Москвы, вместо него город приобретет машину новой модификации - "Ка-32А 11BC". По общему признанию, это один из лучших противопожарных вертолетов во всем мире. Он "быстрее, выше, сильнее" предшественника. И вместе с тем наших пилотов не придется переучивать, ведь класс вертолета тот же самый. Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев.

Что делать с отслужившими вертолетами? Любой авиатор вам скажет, что жалко просто сдавать такие машины на металлолом. Поэтому у нас есть предложение - сделать комплексные тренажеры. И если город как собственник вертолетов нас поддержит, у нас появится идеальный образовательный центр для пилотов, спасателей, бортинженеров.

Может, хоть один вертолет под музейный экспонат переделать?

- Нет-нет, это дело потомков! Мы же еще молоды. Нашему авиацентру 12 марта исполнилось только 16 лет. Так что мы еще встаем на крыло!

О собеседнике

Кирилл Святенко родился в 1966 году, в 1988 году закончил Черноморское ВВМУ им. П.С. Нахимова, в 1995 г. - Военно-воздушную инженерную ордена Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменную академию им. Н.Е. Жуковского. Служил в Вооруженных силах Российской Федерации. Офицер с высшим военно-специальным образованием, полковник запаса, кандидат технических наук, почетный работник транспорта и связи города Москвы. С 2003 года работает в ГКУ "МАЦ". Имеет государственные награды. Женат, воспитывает 2 детей.