РПЦ попросила передать церкви музей имени Андрея Рублева

Патриарх Кирилл направил в Росимущество письмо, в котором он просит передать РПЦ московский Спасо-Андроников монастырь. Сейчас в нем располагается Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Владимир Вяткин/РИА Новости

Замдиректора музея Светлана Липатова заявила РИА Новости, что в новой концепции развития музея, которая был одобрена Министерством культуры, прописана готовность музея переехать в здания на Андроньевскую площадь, которые для этого должны быть отреставрированы. А на территории Андроникова монастыря должно быть сделано московское епархиальное древлехранилище. По словам Липатовой, при обсуждении этой концепции присутствовали и представители церкви.

В министерстве культуры пояснили журналистам РБК, что знают о просьбе Русской православной церкви передать ей Спасо-Андроников монастырь.

- Мы знаем о таком обращении патриарха в Росимущество, - сказал директор департамента музеев министерства Владислав Кононов. Он также добавил, что этот вопрос обсуждался на недавнем заседании президиума Союза музеев в Ярославле.

Он пояснил, что министерству известно об "определенном напряжении", которое существует в музейном сообществе по этому поводу, и подчеркнул, что вопрос о передаче монастыря "очень сложный и нуждается в тщательной проработке".

Министерство рекомендует вынести этот вопрос на обсуждение комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом.

"Решения этой комиссии всегда снимали острые вопросы, уверен, что так будет и на этот раз", - сказал Кононов.

Прямая речь

Салават Щербаков, скульптор:

Я считаю, что Спасо-Андроников монастырь - это прежде всего святыня, причем одна из главных православных святынь Москвы, и это главное, что должно определять его судьбу. А все несостыковки интересов церкви и музея - надо состыковать. Всем понятно, что музейная часть в монастыре должна быть, что должны сохраниться все музейные вещи, что церкви и музею нужны контакты друг с другом. Но это, повторю, прежде всего, святое место - монастырь. У меня рядом с монастырем жила прабабушка, сестра новомученика Петра Самарского, а мой дед пел мальчиком в церковном хоре. Это место, конечно, должно быть церковным. А контакты с музеем для заботы о сохранности культурно значимых вещей, я думаю, можно наладить.

Алексей Варламов, писатель:

Мне кажется, что такие вопросы лучше решать на условиях консенсуса - согласия обеих сторон. Если же одна из сторон категорически против, значит надо искать какие-то способы сближения позиций.

Давайте задумаемся, а мы можем представить себе обратную позицию: вдруг музейщики захотели забрать назад принадлежащий церкви монастырь, потому что он представляет высшую культурную и историческую ценность? Это поможет нам понять ситуацию и рассмотреть ее со всех сторон. И обязательно узнать и учесть, что думает по этому поводу музейное сообщество.

Я думаю, что все должно делаться так, чтобы при этом не страдала культура. Тем более, что музей имени Андрея Рублева это тоже марка, бренд. Он находится в монастыре с 1947 года и своей работой и вкладом в культуру заслужил, чтобы к нему относились максимально уважительно и бережно, а также всячески прислушивались к мнению людей, которые в нем работают.

Я заметил, что мы часто, по сути, единомышленники в вопросах, по которым спорим. Думаю, что здесь то же самое.