Поделиться

    В России может появиться коллегия заказчиков

    В сфере закупок законодательство бурно развивается, зачастую заказчики и поставщики не успевают адаптироваться под новые правила и все силы направляют на преодоление административных барьеров. Введение электронных процедур и работа электронных торговых площадок (ЭТП) отчасти решили ряд их проблем, но к этому нужна доработка тех правительственных постановлений, которые идут вразрез с положениями закона о контрактной системе.
    Из архива "РГ"

    Кроме этого, по примеру коллегии адвокатов должна быть создана коллегия, которая будет отстаивать права заказчиков перед арбитражными органами и ФАС. К такому выводу пришли участники конференции "Новации законодательства в сфере федеральной контрактной системы. Практика применения", организованной ЭТП "Российский аукционный дом", некоммерческим партнерством "Профессионалы электронного рынка" и Уральской торгово-промышленной палатой.

    По словам директора департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексея Прядеина, введение электронных процедур в сфере закупок, с одной стороны, упростило жизнь муниципальным служащим, а с другой - значительно усложнило, поскольку в этой области увеличился объем законодательной базы, в условия чрезмерной зарегулированности контрактной системы в ней сложно ориентироваться. При этом государство стремится лишь сделать закупки максимально прозрачными, пояснил руководитель департамента государственных и корпоративных закупок электронной площадки "Российский аукционный дом" Андрей Полянский: "Сложно представить свободный рынок там, где есть бюджетные деньги. Но нужно стремиться к тому, чтобы каждая позиция в законе была понятной и прозрачной для всех участников рынка". Он добавил, что все инициативы по совершенствованию закона должны обсуждаться с игроками рынка.

    Между тем, масштабные нарушения со стороны заказчиков в госзакупках создают проблемы и ограничения для поставщиков - представителей бизнеса, формируют непрозрачность, закрытость сферы закупок и, как следствие, наносят вред экономике страны. Замначальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Карина Шарова отметила, что среди наиболее распространенных нарушений в госзакупках - непонятный порядок оценки заявок от поставщиков по неценовым критериям, отсутствие в закупочной документации инструкции по заполнению заявки, ненадлежащее описание объекта закупки и прочие. При этом участники конференции уточнили, что за все этапы закупочных процедур ответственность несет заказчик. Именно он должен отслеживать корректность предоставленной информации о закупке, соблюдение сроков и все действия, связанные с оформлением протоколов и подписанием контрактов.

    Среди наиболее распространенных нарушений в госзакупках - непонятный порядок оценки заявок от поставщиков по неценовым критериям, отсутствие в закупочной документации инструкции по заполнению заявки, ненадлежащее описание объекта закупки

    "Многие нарушения при закупках возникают оттого, что у нас остается очень много нерешенных вопросов. В частности, в стране высокий уровень коррупции, нечетко работает каталог товаров, работ и услуг, жесткая регламентация действий заказчиков, противоречия между разными нормативными актами", - отметил замдиректора Центра развития конкурентной политики государственного заказа РАНХиГС  Николай Баранов. По его мнению, все эти вопросы надо решать, чтобы в конечном итоге заказчики могли проводить закупки так же легко и быстро, как это сегодня делают потребители в электронном магазине.

    Именно по этому пути идут сейчас электронные площадки, предлагая своим клиентам не просто сервисы, с помощью которых удобно работать с поставщиками, но реальную возможность экономить на закупках. Замруководителя департамента государственных и корпоративных закупок "Российского аукционного дома" Сергей Шавнев рассказал, что площадка сегодня может привлекать поставщиков, осуществлять аудит закупочной деятельности, консультировать клиентов и предоставлять дополнительные сервисы. К примеру, одна из полезных опций - бесплатная помощь заказчикам в оформление документов. Особенно актуален такой сервис в небольших городах, где у заказчиков не хватает знаний и опыта.

    Как выяснилось на конференции, участников закупочных процедур в регионе волнуют не только вопросы по размещению документации на ЭТП, но и взаимодействие с территориальными органами антимонопольной службы и центральным аппаратом ФАС - многим неясно, в каких случаях нужно обращаться в то, или иной подразделение. Представители ФАС отметили, что все вопросы на местах решают территориальные органы, но центральный аппарат рекомендует дублировать запросы и в главное управление ФАС, которое мониторит ситуацию на рынке. Но больше всего вопросов вызывает работа Единой информационной системы. "В начале года все заказчики столкнулись с тем, что ЕИС не справляется с наплывом процедур. Жалуются, что система зависает, не отправляет проекты договоров, не выкладывает протоколы и есть реальная проблема с коммуникациями - от техподдержки нет обратной связи, особенно у новичков, которые в этом году впервые пришли на госзакупки и обязаны регистрироваться в ЕИС", - рассказал Андрей Полянский.

    Конференция показала, что у участников закупок возникает много вопросов по практическому применению закона о контрактной системе, дело в том, что принимаемые правительственные постановления не всегда соответствуют нормам закона о контрактной системе, из-за чего на деле возникает путаница. Чтобы защищать права добросовестных участников закупочных процедур, эксперты предложили создать коллегию заказчиков.

     

    На правах рекламы

    Поделиться