Новости

18.03.2019 18:02
Рубрика: Власть

Беспомощный номер 112

На создание системы экстренных вызовов 112 потрачено на 4 миллиардов рублей больше запланированного. Однако она так и не заработала, как планировалось изначально
Счетная палата РФ развеяла один из главных мифов относительно создания и работы системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Ранее сбои в работе системы пытались оправдать недофинансированием. Но теперь выясняется, что внедрение этого амбициозного проекта обошлось бюджету в сумму, более чем на 4 миллиардов рублей превосходящую запланированную. Такие данные приводятся в отчете Счетной палаты РФ.
 Фото: Алексей Насыров/РИА Новости  Фото: Алексей Насыров/РИА Новости
Фото: Алексей Насыров/РИА Новости

"На реализацию мероприятий по созданию Системы-112 за период 2013-2017 годов израсходовано 14 млрд рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 4,6 млрд рублей, из средств субъектов РФ - 10 млрд рублей, что более чем на 4 млрд рублей превышает отчетные показатели по федеральной целевой программе на 2013-2017 годы", - говорится в документе.

Правда, аудиторы признают, что изначально программа оценивалась в 65 миллиардов, но потом сказалось "отсутствие координации действий федеральных и региональных органов власти", и в результате Система-112 заработала только в 17 из 85 субъектов РФ. При этом все сроки по ее внедрению давно прошли. Несколько раз их продлевали как раз по причине многочисленных сбоев, увеличивая сроки "опытной эксплуатации".

Реализация программы 112 была возложена на местные власти, а координация - на МЧС России. Но в большинстве регионов система работает из рук вон плохо. Крайними оказываются люди, которые пытаются спастись, набрав заветный номер, и не получают помощи.

Как положительный пример можно привести работу службы 112 в Московской области. Там принят, например, регламент по поиску в лесной зоне, чтобы реагирование на тревожный звонок не вызывало оторопь у диспетчера, когда ему звонит, скажем, заблудившийся грибник. Служебными документами предусмотрено и так называемое комплексное оповещение.
Диспетчер сам обзванивает и полицию, и скорую, и МЧС. Более того, на связь со звонившим выходит только один ответственный - либо диспетчер 112, либо начальник сформированного штаба спасения. Это делается для того, чтобы не разряжать телефон звонившего, ведь уровень заряда его гаджета может быть на исходе.

Автоопределение координат осуществляется, по крайней мере в Подмосковье, по всем доступным каналам связи, будь то GSM, "ЭРА-ГЛОНАСС" либо различные спутниковые возможности. Точность определения не идеальная, но даже в глухом лесу составляет от 1,5 до пяти километров. Этого с натяжкой, но в целом достаточно, чтобы быстро прочесать местность.

Однако успешный пример в Подмосковье можно считать едва ли не исключением. В подавляющем же большинстве регионов Система-112 просто стала дублировать работавшие еще с советских времен и, кстати, до сих пор продолжающие успешно работать номера 01, 02, и 03. Но это профанация, а не создание новой умной системы.

Под Воронежем заблудившаяся в лесу 15-летняя школьница дозвонилась в 112, но помощи так и не дождалась. Девочка умерла от холода

На то и выделялись огромные суммы, чтобы человек в беде мог набрать из последних сил три цифры и быть уверенным, что помощь придет.

В Счетной палате подтвердили, что "27 субъектов России получили субсидию из федерального бюджета на сумму более 500 млн рублей, но так и не создали Систему-112".

По данным аудиторов, которые приводит агентство ТАСС, полноценно пользоваться ею могут только 28 процентов россиян.

Действовал по регламенту. Девочка мертва

Под Воронежем заблудившаяся в лесу 15-летняя школьница дозвонилась в 112, но помощи так и не дождалась. Девочка умерла от холода. В субботу Аню похоронили на деревенском кладбище рядом с родителями. Дежуривший в ту ночь оператор службы 112 помещен под домашний арест - он подозреваемый в уголовном деле о халатности с тяжелыми последствиями.

Школьница на встрече с подругами выпила алкогольный коктейль. В 19.20 девочка из компании ушла, а через несколько часов она позвонила своему парню и сказала, что заблудилась.

В 23.57 Аня набрала номер 112. "Помогите, мне плохо. Я у понтонного моста, - девочка пыталась сказать еще что-то, но диспетчер ее перебил: "Я к вам не поеду. Переключу на "скорую", им все и расскажете".

Пока ехала "скорая", диспетчер несколько раз набирал Аню - звонок срывался. Потом школьница позвонила сама и сказала только одно слово, очень жалобно: "Пожалуйста!" И связь опять оборвалась.

Медики осмотрели подходы к понтонному мосту через реку Ворона, потом проехали метров на 500 подальше - к железнодорожному мосту. Там тоже никого не было. В 0.31 медики сообщили диспетчеру об отсутствии пациента. На этом спасательная операция закончилась.
- Про девочку забыли. Искать ее начали только через двое суток - после того, как в полицию обратился опекун, - рассказала представитель регионального управления СКР Елена Мануковская.

Нашли Аню быстро. Тело девочки лежало у автомобильного моста. По предварительным данным, школьница умерла от переохлаждения.

- После того, как "скорая" не нашла девочку, диспетчер не поставил в известность ни полицию, ни спасателей, - рассказали в СКР. В пресс-службе регионального ГУ МЧС подтвердили, что узнали о происшествии из СМИ.

Руководство службы 112 считает, что их сотрудник поступил правильно. "Дежурный действовал по регламенту. Ему сообщили, что человеку плохо, он направил к месту вызова скорую помощь, - объяснил заместитель начальника Единой дежурно-диспетчерской службы Воронежской области Владимир Коваленко.

Подготовил Антон Валагин

Власть Безопасность Спецслужбы Правительство МЧС Госфонды и контрольные органы Счетная палата
Добавьте RG.RU 
в избранные источники