Делить право на выпуск продукции под традиционными советскими брендами предприятиям пришлось после распада СССР. Тогда наиболее предприимчивые компании зарегистрировали исключительное право на товарный знак внутри своей страны, а иногда и в сопредельных государствах. Так, "Аленка", которая была в СССР лишь сортом шоколада, стала зарегистрированным товарным знаком в России. И теперь казахстанские, к примеру, кондитеры не могут выйти на рынок России с таким шоколадом, даже если в советское время его выпускали.
Эта ситуация противоречит базовой установке на обеспечение свободного рынка на территории пяти стран - участниц ЕАЭС. На межгосударственном уровне к единому соглашению прийти не удается, и Жаксылыков предложил предприятиям попытаться урегулировать проблему между собой - предоставлять друг другу взаимные лицензии на использование бренда.
По словам общественного омбудсмена по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолия Семенова, инициатива нежизнеспособна, она перекладывает решение проблемы межгосударственного уровня на плечи самих предпринимателей. По его словам, перекрестное лицензирование возможно лишь в случае выпуска высокотехнологичной продукции, когда у одной компании есть патент на один компонент, у другой - на второй, и вместе они могут сделать что-то третье. В случае с зарегистрированными брендами такая схема не применима. Ведь регистрация товарного знака - это индивидуализация товара, она не предполагает совместного обладания правом на него несколькими компаниями. Исключение по нормам РФ возможно только если регистрируется "коллективный товарный знак".
Решением проблемы советских брендов могла бы стать межгосударственная договоренность о "коллективных товарных знаках" в ЕАЭС. Но это было бы невыгодно правообладателям, поэтому и страны ЕАЭС принимать такие решения не спешат.