Клод, Феби и Чартер спускаются в вестибюль станции "Новокосино" в первый раз. На толпу спешащих на работу людей ноль внимания - собаки ведут себя спокойно и не реагируют на посторонний шум. По команде "сидеть" лабрадоры послушно усаживаются у ног своего наставника Натальи Сережкиной, заместителя генерального директора по собаководству Российской школы подготовки собак-проводников. "Метро для нас - это дополнительная возможность лучше социализировать собаку. Стук колес по рельсам, множество людей, эскалаторы - она должна не растеряться даже в таком пространстве", - рассказывает наставник.
До "Авиамоторной", где начнется дрессировка, ехать четыре станции. За это время ни одна из собак даже не подала голос - щенки (Клоду, Феби и Чартеру меньше года) тихо улеглись в конце вагона и только изредка посматривали на любопытных пассажиров, так и норовивших погладить или сфотографировать животных. "Какие милые поводыри!" - дружно умилялся вагон. Но, оказывается, так называть этих собак не принято. "Когда их называют поводырями, это обижает слепого. Слово неподходящее: поводырь как бы сам ведет человека, а проводник только сопровождает. Но ведь в этом тандеме главный именно инвалид по зрению - это он дает все команды. Так что лучше использовать второй вариант", - объясняет вице-президент Всероссийского общества слепых, международный эксперт в области доступной среды Лидия Абрамова.
Важнее всего научиться преодолевать эскалатор. Наиболее опасно место схода, где лента заходит под гребенку. Туда может легко засосать и незащищенные лапки. Собака должна перепрыгивать это место самостоятельно. Но сразу ориентируются не все четвероногие - некоторым нужна дрессировка. За успешное выполнение упражнения инструкторы поощряют собак лакомством - сыром или печеньем. Но это только на первом этапе тренировок. Потом будет достаточно просто одобрительно похлопать будущего проводника по спине - эмоциональная составляющая со временем становится все важнее, уверены дрессировщики.
На первом занятии долго животных не тренируют. После дрессуры на эскалаторе они вернутся в свою школу. Но в следующие разы им будут уже показывать, как выбрать безопасное расстояние до края платформы, найти наименее загруженный вагон и подвести незрячего к лестнице. Тренировки будут проходить каждую неделю - ведь все навыки надо довести до автоматизма.
Но стать проводниками суждено не всем. В ходе подготовки и последующих экзаменов часть собак отбраковывается. Отбор начинается уже в возрасте 7-8 недель, когда щенки проходят тест Кэмпбелла. Это исследование показывает темперамент животного, а также определяет его готовность взаимодействовать с человеком. "Двоечникам" сразу подыскивают других хозяев - они все равно станут чьими-то любимцами, но на такую серьезную службу их не направят.
Те, кто остался в строю, сначала проходят курс общей подготовки. Четвероногих учат выполнять простые команды: "сидеть", "лежать", "ко мне", "рядом" и так далее. А на втором этапе собаку начинают водить в специальной шлейке. Это такая закрепленная на собаке дуга, за которую потом будет держаться слабовидящий или слепой. При этом животных регулярно тренируют как на спецплощадке, так и в городе, в том числе и в метро, где им предстоит выполнять различные упражнения в течение 10 месяцев.
В финале нужно сдать три экзамена. Сначала убедить инструктора, что освоены все команды в рамках общего курса дрессировки. Потом самое сложное - пройти полосу препятствий в тренировочном городке и не подвести незрячего, роль которого выполняет тренер в светонепроницаемых очках, на реальном городском маршруте длиной 1,5 км.
После успешного прохождения всех испытаний для проводников подбирают хозяев. Делают это индивидуально. Инвалиды сначала заполняют специальную анкету, где нужно указать свой рост и вес, а также пояснить, какой рукой они владеют лучше (правша или левша). Это нужно, чтобы, например, миниатюрной женщине не достался гигантский лабрадор, с которым ей будет не под силу справиться.
Собак отдают насовсем и абсолютно бесплатно. Чтобы получить обученного питомца, инвалиду нужно обратиться с заявкой в Фонд социального страхования. Более того, на уход и ветеринарное обслуживание полагается еще и ежегодная субсидия от государства - более 24 тысяч рублей. Ждать собаку обычно приходится не более года.
Сотрудничество столичного метро, школы подготовки собак-проводников и Всероссийского общества слепых началось в 2014 году. Методику подготовки животных они разработали вместе и с того времени обучили около 200 собак. Работа при этом не останавливается. "В этом году будет обучено 50 лабрадоров и овчарок, которые будут переданы для сопровождения людям с инвалидностью по зрению на территории всей страны", - сказала пресс-секретарь Московского метрополитена Ирина Саттарова.
Сами же слепые говорят, что их жизнь после получения собаки-проводника буквально разделилась на "до" и "после". "Собака со мной уже 7 лет. В метро мы с Баксой заходим со станций, где нет эскалаторов. Я, к сожалению, была в больнице, когда их обучали безопасно преодолевать такие препятствия. Но она у меня все знает: к какому поручню подвести, где остановиться и так далее. В метро никогда никаких проблем не возникало - люди обычно относятся с пониманием", - рассказала "РГ" незрячая жительница Москвы Елена Коган. По ее словам, собака ей досталась настолько сообразительная, что она легко может не просто довести до поликлиники, но даже проводить к нужному кабинету. Кроме того, Бакса не раз в прямом смысле слова спасала хозяйку, мгновенно останавливаясь перед резко вылетевшим на дорогу автомобилем или предупреждая о резком лестничном спуске впереди.
Разрушение мифа
То, что собаки-поводыри могут самостоятельно переводить незрячих через дорогу, всего лишь распространенный миф. Такое решение принимает только сам хозяин животного, убедившись, что горит зеленый сигнал светофора с помощью звуковой индикации или после подсказки других прохожих.