20.03.2019 17:04
    Поделиться

    Моногородам решили выделить особое место в нацпроектах

    Чтобы моногорода не обезлюдели окончательно, их поддержка должна быть прописана "отдельной строкой" в каждом из национальных проектов. На этом настаивает Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
    Антон Новодережкин/ТАСС

    Комплексная программа развития моногородов досрочно прекратила действие с января 2019 года, проработав лишь чуть более двух лет. Встроить в нацпроекты программу для моногородов в первоначальном виде не получилось, и теперь депутаты и представители федеральных министерств думают, как не обделить и без того тяжело выживающие моногорода помощью и поддержкой.

    По словам заместителя председателя Госдумы Ольги Тимофеевой, за последние два года из моногородов уехали 365 тысяч человек. По данным соцопросов, те, кто остался, оценивают свой уровень жизни намного ниже, чем жители менее проблемных территорий. 72 процента населения не удовлетворены качеством медицинской помощи, 69 процентов негативно оценивают состояние дорог. Правда, несколько выросла (до 44 процентов) доля положительно оценивающих благоустройство в городе. Тимофеева считает, что это связано с реализацией программы комплексного развития моногородов, ведь за последние годы им напрямую выделено 55 миллиардов рублей из федерального бюджета, и эта поддержка не должна прекратиться.

    "Мы бьемся за то, чтобы нацпроекты приземлились и заработали в моногородах. Госдума будет это контролировать", - заявила Тимофеева.

    По данным замминистра экономического развития Вадима Живулина, отдельное финансирование программ в моногородах прописано только в нацпроекте "МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - на поддержку малого бизнеса в моногородах выделено больше 10 миллиардов рублей. "В других нацпроектах мероприятия по поддержке моногородов выделить непросто. Мы попытаемся сделать сквозную программу, чтобы понимать, как те или иные нацпроекты связаны с моногородами", - сказал Живулин.

    Но конкретики пока немного. Минэкономразвития даже не до конца понимает, какова ситуация в каждом моногороде, кому из них требуется поддержка в первую очередь. Поэтому, по словам Живулина, первое, что предстоит сделать, - это совместно с Росстатом усовершенствовать методику сбора муниципальной статистики.

    Мэры моногородов просят ввести федеральную субсидию на покупку жилья для молодых семей, чтобы остановить отток населения. Уезжает молодежь

    Есть города и поселки, которые хотят попасть в список моногородов, чтобы подать заявки на создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР). Но пока включение в эти списки министерством приостановлено: эффективность этого механизма поддержки не бесспорна. "Сейчас правительство решает, что делать, если ТОР не вышел за три года на показатели, которые были заявлены в соглашении. Речь о том, как статус ТОР снимать, с санкциями и без них. В дальнейшем право пользоваться таким режимом может уже не возникнуть", - сказал Живулин.

    Тем не менее в минэкономразвития уже появились новые идеи о том, как поддержать инвесторов в моногородах. Так, в ближайшее время будет готов проект программы, которая введет для них дополнительные льготы, в том числе по региональным налогам.

    Мэры моногородов о таких высоких материях не думают. Они озабочены тем, что молодежь уезжает, а работать и поднимать экономику становится просто некому. Так, глава Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области Дмитрий Ажичаков говорит, что город проиграл гонку за молодежь, когда там закрылся филиал вуза. Теперь вчерашних школьников на родной земле ничего не держит, и они уезжают в Новосибирск, Кемерово или Красноярск, предпочитая не возвращаться.

    Рецепт, как справиться с оттоком населения, есть у Тольятти. Там бюджет региона выделяет молодым семьям субсидию на покупку жилья. Благодаря этому отток населения в возрасте от 18 до 35 лет за последние годы снизился на 15 процентов. Мера эффективная, убеждены местные чиновники, поэтому они предлагают выделять такие субсидии из федерального бюджета всем моногородам. Мэр моногорода Кумертау (Башкортостан) Борис Беляев предложил еще один вариант поддержки: в бюджете каждого из национальных проектов предусмотреть 10-процентную квоту для моногородов, ведь именно такая доля населения России живет там.

    По словам директора фонда развития моногородов Ирины Макиевой, моногорода заслуживают того, чтобы поддержка для них была прописана отдельной строкой в каждом из нацпроектов. Особое внимание, на ее взгляд, надо обратить на города и поселки в "красной зоне": градообразующие предприятия там закрылись, а новых мест работы так и нет.

    Очевидно также и то, что простое возвращение к механизмам комплексной программы развития моногородов не решило бы их проблем. Аудиторы Счетной палаты РФ проверили эффективность ее реализации и пришли к неутешительным выводам.

    Так, по словам представителя ведомства Сергея Агапцова, программа реализовывалась без учета национальных приоритетов: задачи по повышению производительности труда не нашли в ней отражения, не учитывались показатели стратегии развития МСП. Отчасти поэтому с 2016 по 2018 год количество ликвидированных юрлиц в моногородах в два раза превысило количество созданных. Кроме того, программа не учитывала особенности каждого из моногородов, меры господдержки были разрознены: 107 мер поддержки предоставляли 25 министерств и ведомств. Не все сумели ими воспользоваться, поэтому экономического прорыва в моногородах (кроме нескольких исключений, пришедшихся на крупные промышленные центры) не произошло.

    Есть у аудиторов претензии и к методике расчета показателей эффективности программы. Так, в соответствии с ней в общий объем инвестиций в территорию включались все сбережения населения, в том числе инвестиции в строительство недвижимости. Если программа будет продолжена, методику оценки ее эффективности, цели и задачи господдержки, ее субъекты и объекты и инструменты нужно пересмотреть, убеждены в Счетной палате.

    Поделиться