Подробностями, как МЦД скажутся на жизни москвичей и жителей Подмосковья, с корреспондентом "РГ" поделилась председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Юлиана Владимировна, про Московские центральные диаметры сейчас много говорят и пишут. И все-таки хотелось бы услышать от специалиста, в чем основной смысл этого проекта.
Юлиана Княжевская: Проект действительно впечатляет. Уже к началу 2020 года планируется запустить два первых диаметра, расчетный трафик которых составит более 90 миллионов пассажиров в год. Возможность такая появится благодаря новому транспортному каркасу, который запустит через город электропоезда основных подмосковных направлений и свяжет их с МЦК и метрополитеном. Таким образом, железные дороги станут частью городского транспорта в Москве. Это облегчит сообщение между городом и ближним Подмосковьем, а в долгосрочной перспективе - и с более удаленными от МКАД территориями.
Замечу, сама идея не нова: проект транзита электропоездов через Москву закладывался уже в Генплан 1971 года, но его реализация для того времени оказалась слишком сложной с технической точки зрения да и весьма затратной. Удалось лишь организовать сквозное движение поездов с Курского на Белорусское и Рижское направления через Алексеевскую линию.
Новый проект был представлен чуть более года назад на встрече президента России Владимира Путина с мэром Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозеровым. Глава государства одобрил проектное решение. Сейчас реализуются две первые очереди: МЦД-1 "Лобня - Одинцово" и МЦД-2 "Нахабино - Подольск". Они свяжут районы и города Подмосковья, дающие основной пассажиропоток в столицу: Лобня, Железнодорожный, Раменское, Подольск, Апрелевка, Одинцово, Нахабино, Зеленоград, Пушкино и Домодедово. Затем в течение нескольких лет запланировано ввести еще три диаметра: "Зеленоград - Раменское", "Железнодорожная - Апрелевка" и "Пушкино - Домодедово".
На какой стадии сейчас находится проект?
Юлиана Княжевская: В рамках МЦД-1 на Смоленском направлении идет интенсивное строительство двух главных путей по маршруту Москва - Одинцово протяженностью 48 км. Уже организованы так называемые оборотные станции Одинцово, Нахабино, Лобня, Подольск, а также ряд транспортно-пересадочных узлов. Построена платформа Новохохловская, введена в эксплуатацию платформа Окружная на Савеловском направлении, перенесена ближе к МЦК платформа Ленинградская на Рижском направлении. В рамках реализации проекта МЦД-2 запланировано построить шесть новых платформ: Пойма, Волоколамская, Щукинская, Курьяново, Марьина Роща и Печатники.
Для пуска второй очереди МЦД необходимо построить несколько соединительных железнодорожных путей между Киевским и Смоленским направлениями МЖД. Кроме того, необходима реконструкция Митьковской ветки и соединительного пути между Курским и Павелецким направлениями. Все эти работы запланированы и пройдут в свой срок.
Что даст появление МЦД москвичам?
Юлиана Княжевская: Время на дорогу у жителей столицы по внутригородскому трафику сократится в 1,8 раза. Вспомним, какой невероятной популярностью почти сразу стала пользоваться Московская кольцевая дорога? МЦД - логичное продолжение глобального логистического проекта, призванного принципиально качественно изменить и улучшить внутригородское транспортное сообщение.
А нагрузка на автодороги в городе снизится?
Юлиана Княжевская: Разумеется. Расчеты специалистов показывают, что она станет меньше в зависимости от направления на 15-20 процентов. Разгрузятся и вокзалы примерно на 20 процентов.
Жители Подмосковья, работающие в Москве, тоже выиграют?
Юлиана Княжевская: Безусловно. По оценкам экспертов, ежедневно на работу в Москву отправляются более трех миллионов так называемых маятниковых трудовых мигрантов - это около 75 процентов трудоспособного населения области. Многие из них затрачивают на проезд от двух до четырех часов. Проект МЦД ставит целью дать возможность пересечь город по любой диагонали менее чем за час без пересадок. Можете себе представить, как это облегчит жизнь всем жителям столичного региона, вызволив их из пробок в час пик. В общей сложности изменения к лучшему почувствуют около шести миллионов человек, перемещающихся по Москве и ближнему Подмосковью. Пропускная способность каждой линии МЦД в часы пик составит 12 пар поездов в час, а в сутки по веткам будут проходить минимум 170 пар поездов.
Такой огромный проект требует тесного взаимодействия правительств Москвы и Московской области, ОАО "РЖД"?
Юлиана Княжевская: Это действительно так, но все вопросы решаются быстро и конструктивно. Для двух первых диаметров специалистам Москомархитектуры предстоит разработать 28 проектов планировки комплексного развития прилегающих территорий, магистральной и местной улично-дорожной сети, строительства эстакад, тоннелей и внеуличных пешеходных переходов, а также развития маршрутной сети наземного пассажирского транспорта и его инфраструктуры. Цель всех проектов - создание комфортных условий пользования МЦД.
Первый проект уже утвержден, еще шесть находятся в работе. Не позднее начала 2020 года все проекты планировок территорий должны пройти публичные слушания.
Как МЦД интегрируются в транспортную систему Москвы?
Юлиана Княжевская: Точно так же, как стало ее составной частью МЦК, - с помощью оптимизации расположения платформ, создания ТПУ и двухуровневых переходов через железнодорожные пути. Параллельно идет благоустройство территорий, прилегающих к ТПУ, и "привязка" маршрутов наземного общественного транспорта.
Известны уже основные пункты пересадки с других видов транспорта на МЦД?
Юлиана Княжевская: По МЦД-1 это пересадочные узлы Кунцево-1, Тестовская, Белорусский и Савеловский вокзалы, Дмитровская, Петровско-Разумовская и Окружная. На МЦД-2: Ленинградская, Дмитровская, Марьина Роща, Ржевская, Каланчевская, Курский вокзал, Текстильщики и Печатники. Где это возможно, платформы МЦД будут соединены с метро и МЦК переходом по типу "сухие ноги".
Как бы вы сформулировали идеологию МЦД?
Юлиана Княжевская: Основной принцип, которого придерживаются в последние годы столичные власти, это создание современных, комфортных и доступных пространств, максимально удобных для жителей. Что же касается МЦД, то этот проект укладывается в один из самых востребованных сегодня трендов - интеграции городской и пригородной транспортной инфраструктуры. Речь идет о создании единого транспортного каркаса для огромной агломерации. Каркаса, в который включены все виды транспорта - от электропоезда до маршрутных такси и канатных дорог. По этому пути идут многие европейские мегаполисы: - Барселона, Париж, Вена и другие. Идет по нему и Москва, один из общепризнанных лидеров по темпам строительства, реализации глобальных транспортных проектов.