О том, что финансовые санкции против управляющих компаний не стали панацеей от жилищно-коммунальных проблем, говорит растущее недовольство граждан. Количество претензий от них продолжает расти. По данным государственной жилищной инспекции Мурманской области, на 30 сентября 2018 года в ГЖИ поступило 11 049 жалоб, тогда как на 29 сентября 2017 года их было 10 426, а за этот же период в 2016 году - 9833.
При этом, по словам Дениса Яковенко, директора СРО "Жилищное объединение Мурмана", работу управляющих компаний контролируют сразу семь различных структур: госжилинспекция, прокуратура, Роспотребнадзор, МЧС, Федеральная антимонопольная служба и муниципальные органы - комитеты по жилищной политике и административные комиссии по благоустройству. На это безрезультатно затрачивается масса времени и ресурсов.
По данным "Жилищного объединения Мурмана", особенно жестко действуют муниципалитеты, которые проводят больше проверок и налагают в два-три раза больше штрафов, чем федеральные и региональные структуры. Мотив прост: "жилищно-коммунальные" штрафы идут в муниципальный бюджет. К тому же появляется повод для оптимистических отчетов: мол, муниципальные власти неустанно бдят и наказывают нерадивые "управляшки", заставляя их работать на благо граждан. Речь идет об огромных суммах: по подсчетам Дениса Яковенко, управляющие компании региона за год выплачивают в общей сложности около 100 миллионов рублей различных штрафов.
- Если от штрафов отказаться совсем нельзя, то необходим механизм, который позволил бы оставлять эти деньги в сфере ЖКХ, - подчеркивает эксперт. - Мы предлагаем переводить их на лицевые счета домов в региональный Фонд капремонта жилья.
Директор Фонда капремонта Александр Юрченко подчеркивает, что возможность зачислять штрафы на лицевые счета домов есть. Согласна с этой позицией и государственная жилищная инспекция. По мнению начальника ГЖИ Мурманской области Алены Кузнецовой, налагаемый на управляющую компанию штраф не должен ухудшать положение жильцов тех домов, которыми она управляет.
- То, что управляющая компания платит штраф из своих средств, - это миф, - отметила главный государственный жилищный инспектор Заполярья. - Все деньги, которые к ней поступают, это деньги жителей. Предложение, подобное тому, которое высказывает Денис Яковенко, мы направляли в минстрой Мурманской области около двух лет назад. Кроме того, мы стараемся вначале выдать предписание об устранении нарушения и штрафовать лишь в том случае, если оно не выполнено. Так же действуют некоторые муниципалитеты. И штрафы действительно очень велики: 200 тысяч рублей за неисполненное предписание сравнимы со стоимостью нового бойлера для горячего водоснабжения. Два штрафа - и можно купить новый бойлер! Получается замкнутый круг: чем хуже работает управляющая компания, тем больше штрафов она платит, и чем больше штрафов - тем хуже ее работа. Штрафы не должны ухудшать ситуацию в отрасли.
Еще один вариант использования "штрафных" денег предложил председатель Союза строителей Мурманской области Николай Бережной. Речь идет о том, чтобы обязать управляющую компанию потратить назначенную ей сумму штрафа на те или иные работы по ремонту и благоустройству жилья. Возможен и еще один вариант: создать при муниципалитете фонд, за счет которого могут финансироваться первоочередные работы в жилых домах.
- Можно придумать десятки вариантов, - отмечает Николай Бережной. - Важно закрепить его законодательно на региональном или муниципальном уровне.
Председатель комитета Мурманской областной думы по энергетике и ЖКХ Максим Белов поддержал эту идею. Парламентарий намерен выйти с данной инициативой на Госдуму РФ.
Алена Кузнецова, главный государственный жилищный инспектор Мурманской области:
- Что касается общего объема штрафов в 100 миллионов, то мне сложно подтвердить эту сумму. Мы не суммируем штрафы, налагаемые на УК. За прошлый год нами было наложено штрафов примерно на 20 миллионов рублей. Интересно другое. ГЖИ как юридическое лицо зарегистрирована в Мурманске, и собираемые штрафы идут в городской бюджет. Логики в этом я не вижу: мы штрафуем УК по всей области, а собранные деньги почему-то идут в казну областного центра. И это не наши придумки, таковы требования Бюджетного кодекса.