Ученые выяснили, что еда изменила нашу речь

Почему в языках народов, которые до сих пор ведут жизнь охотников-собирателей, почти нет губно-зубных звуков, таких как "ф" и "в"? Еще в 80-е годы прошлого века американский лингвист Чарльз Хоккет предположил: все дело в пище. Охотники-собиратели едят твердые, волокнистые продукты, которые сильно нагружают нижнюю челюсть и быстро изнашивают коренные зубы. Лучше всего с такой пищей справится тот, у кого мощная нижняя челюсть, а зубы в нижней и в верхней челюсти должны стоять друг напротив друга в прямом прикусе. Но с таким прикусом трудно произносить губно-зубные звуки, для которых верхняя челюсть должна касаться нижней губы. Поэтому в языках у охотников-собирателей таких звуков и нет.

Сейчас эту гипотезу Хоккета подтвердили ученые Цюрихского университета. На компьютерной модели рта человека они показали, что с глубоким прикусом, когда верхняя челюсть выступает вперед, губно-зубные звуки произносить проще. Затем авторы обнаружили, что в языках народов, которые освоили фермерское хозяйство, губно-зубных звуков в четыре раза больше, чем у охотников-собирателей. Более того, оказалось, что губно-зубные звуки быстро распространились в языках народов мира как раз после того, как люди стали осваивать сельское хозяйство.

У них начал меняться рацион, еда стала мягче, и прямой прикус оказался необязательным, нижняя челюсть смогла уменьшиться. Те, у кого она уменьшилась, освоили губно-зубные звуки.

Конечно, важную роль играл прогресс в кулинарии и в пищевой промышленности, скажем, со временем зерно в муку мололи все лучше и лучше. И хотя "ф", "в" и прочие подобные звуки сейчас есть в большинстве индоевропейских языков, в Европе они, по словам авторов работы, распространились совсем недавно, буквально за последнюю пару тысяч лет.