20.03.2019 16:44
Поделиться

"Раскопки": щемящая ирландская трагедия на грани фарса

Ирландцы известны не только своим необычным чувством юмора, где висельные интонации и попытки найти луч в темном царстве перемежаются с абсолютно детским, наивным и простым мировосприятием, но и глубоким экзистенциальным трагизмом.
kinopoisk.ru

Его ирландцы не склонны маскировать за саркастическими и обесценивающими ремарками, что так свойственно их соседям. Наоборот, переживание горя настоль всеобъемлюще и глубоко, что стороннему наблюдателю происходящее в иных фильмах может показаться откровенным гротеском, как, например, в "Раскопках" (The Dig), где неизбывное отчаяние становится для одного из главных героев не только лейтмотивом бытия, но и главным жизненным стимулом.

"Раскопки" во многом являются развитием глубоко психологичных "Туманных отношений" и "Трейдеров", обнажая неприглядную человеческую суть до предела.

Фабула повествования проста: Ронан Калалахан, тогда еще неблагополучный подросток, был осужден за убийство старшей дочери соседа, и после 15 лет, проведенных в тюрьме, он возвращается в родную деревню. Соседи по-прежнему те же - высохший от горя Шон и его младшая дочь Роберта, которая ушла с работы, чтобы полностью посвятить себя отцу. А он все пятнадцать лет занимается одним делом, ставшим смыслом его жизни - перекапывает торфяную пустошь на участке, прилегающем к территории непутевого Ронана, чтобы наконец найти труп дочери и похоронить ее по-человечески.

Волею судеб Ронан присоединяется к Шону и действует так же, наугад, так как произошедшее в злосчастный вечер было начисто стерто из памяти из-за алкогольного угара, в котором он в тот момент пребывал.

Постепенно о возвращении Ронана узнают все в округе, и отношение к нему очень разное: ненависть смешивается с жалостью, щедро сдабривается любопытством и переходит в презрение. Месть сторонних наблюдателей достаточно неизобретательна и последовательна. И ничто не может сравниться с переживаниями отца, увидевшего рядом с собой того, кто украл у него самое дорогое, досрочно лишил настоящей жизни, сделав человека во цвете сил полым сосудом, лишенным большинства человеческих эмоций. О принадлежности к миру людей ему напоминают окружающие: дочь принесет обед в термосе, друг доведет до дома из пивной… И тем не менее убийцу и заживо убиенного связывает парадоксальная близость, для которой высвобождается все больше места в их душах с каждым днем, с каждым вырытым котлованом.

Каждый из них занимается переосмыслением произошедшего, и это - по капле - занимает добрый час экранного времени. Главные герои переосмысляют свою жизнь, свои главные задачи, понимая, что это - лишь мираж.

А дальше все так же буднично и немногословно являет себя истинное благородство, милосердная жалость и невозможность это вынести.

4