15.03.2019 17:00
Поделиться

Что смотреть на XII фестивале ирландского кино

Фестиваль ирландского кино, ставший за двенадцать лет традиционным событием, украшающим начало весны в российской столице, вновь стартовал в Москве в среду, 13 марта, и продолжится до 24 марта. Кроме того, в этот раз к культуре Изумрудного острова смогут приобщиться жители и гости Санкт-Петербурга (15-17 марта) и Казани (22-24 марта).

kinopoisk.ru

Фильмом открытия стала историческая драма Лэнса Дейли "Черный 47-й" (Black 47) - об одном из самых трагических событий в истории Ирландии, Великом голоде (1845-1849). Эта страшная катастрофа, вызванная неурожаем картофеля, унесла жизни полутора миллионов человек, опустошила целые деревни и привела к небывалой волне эмиграции ирландцев в другие страны, прежде всего, в США. Именно это событие и привело к существенному росту и увеличению влияния ирландской общины в Новом Свете.

Драма Лэнса Дейли рассказывает о том, насколько люди в состоянии сохранить в себе нечто человеческое в ситуации, когда голод и страдания окружающих затуманивают сознание, притупляют все чувства, за исключением единственного инстинкта - выжить во что бы то ни стало. В фильме снялись Хьюго Уивинг, поразивший недавно кинолюбов своей ролью в "Патрике Мелроузе", экранизации пенталогии современного британского писателя Эдварда Сент-Обина, а также юный, но не по годам зрелый актер Барри Кеоган ("Дюнкерк", "Убийство священного оленя"), Стивен Ри ("Майкл Коллинз", "V-значит Вендетта"), Мо Данфорд (сериалы "Игра Престолов" и "Викинги").

 

"Дублин Олдскул" (Dublin Oldschool) Дэйва Тайнена о дублинцах в их современном обличье словно отвешивает поклон замечательному литературному повествованию столетней давности, сочиненному великим Джеймсом Джойсом. Дублин Тайнена - необузданный, резкий и иногда грубоватый, проникнут разнообразными явлениями молодежной культуры, ведь именно новое поколение все в большей степени определяет внешний облик города и его стиль.

Фильм, основанный на пьесе Эммета Кирвана, рассказывает о жизненных перипетиях начинающего диджея Джейсона, пытающегося понять, в каком направлении ему развиваться, а также сохранить отношения с братом, который, как кажется на первый взгляд, живет совершенно иной жизнью.

 

"Сезон измен" (The Delinquent Season) с Киллианом Мерфи и Эндрю Скоттом в главных ролях, несмотря на универсальность проблем, затронутых в картине, также является совершенно дублинской историей, причем одной из самых трогательных в своем роде.

В одном из пригородов Дублина живут две пары: Джим и Даниэль, Ивонна и Крис. Несмотря на внешнее благополучие, на деле оказывается, что супруги, незаметно для себя, начали отдаляться друг от друга. В довершение всего, обнаруживается это со всей убедительностью, как всегда, в самый неподходящий момент - на общем ужине, на глазах у других, к своему ужасу осознающих, что дела у них самих не лучше. Режиссеру Марку О’Роу удалось подойти к этой теме крайне тактично, раскрыв в ней новые глубины.

 

"Стальная страна" (Steel Country) Саймона Феллоуза вновь даст возможность поклонникам актерского таланта Эндрю Скотта увидеть своего любимца в столь подходящем ему уютном амплуа маленького человека (таким его можно было, например, увидеть в чарующей ностальгической комедии с нотками печали под названием "Фантастическая любовь и где ее найти" / This Beautiful Fantastic).

Его герой Дональд работает на малозавидной должности - мусорщиком. Но погруженность в изнанку человеческой жизни не делает его черствым. Наоборот, именно он, простой трудяга находит в себе отвагу не пройти мимо чрезвычайного происшествия в маленьком городке - пропажи ребенка. Дональд прикладывает все силы для того, чтобы разыскать мальчика, презрев собственные невзгоды, косые взгляды других и очевидную опасность, сопряженную с этим делом.

 

"Майкл внутри" (Michael Inside) Фрэнка Берри - соцреализм во всей его красе. Главный герой, молодой человек по имени Майкл, влачит безрадостное существование на окраине Дублина. Тепло родительской любви не только осталось в прошлом, оно давно стало чем-то призрачным, что не может Майклу дать утешения даже в воспоминаниях о детских годах - мать его давно умерла, а отец сидит в тюрьме. Единственным оставшимся в живых близким родственником, является дед.

Майкл был бы и рад вынырнуть из поглотившей его трясины, просторов для мечтаний - хоть отбавляй, что само по себе уже маленькое чудо, учитывая его жизненный опыт. Но, как оказывается, этого недостаточно, когда противником становится система и, что в разы хуже, стереотипы, которыми люди по своей воле себя отягощают. 

 

"Харт-металл" (Metal Heart) Хью О’Коннора представляет жанр ирландской комедии. В качестве главных действующих лиц представлены два юных создания. Одна из них желает покорить музыкальную сцену и стремится создать музыкальную группу в стиле джаз-метал. Другая тоже не связывает свое будущее с учебой и хочет превратить модное ныне увлечение, бьюти-блог, в нечто серьезное и приносящее доходы.

В один прекрасный момент их существование озаряет нежданый сосед, вернувшийся домой, чтобы ухаживать за больной мамой. И наличие такого примера вносит в их умонастроения некоторые коррективы.

 

"Благодать" (Good Favour) Ребекки Дейли в очередной раз претендует на раскрытие - правда, под достаточно необычным ракурсом - такой неисчерпаемой, многогранной и крайне важной темы в жизни ирландцев, как религия и ее роль в самоопределении народа, выборе жизненного предназначения и взгляде на окружающий мир.

Главный герой - молодой человек, словно из ниоткуда появившийся в патриархальной католической общине. Пресловутая характеристика Ирландии как "страны святых и ученых" (land of saints and scholars) не раз получала остроумные иронические толкования (вспомнить только великого Спайка Миллигана), и в работе Ребекки Дейли, как кажется, эта линия нашла достойное продолжение.

 

"Раскопки" (The Dig) Райана и Эндрю Тохиллов, открывшие Международный кинофестиваль в Торонто в прошлом году, представляют собой бытовой триллер - произведения данного жанра на удивление хорошо прижились в Ирландии.

Вернувшийся домой после отбывания тюремного заключения сроком в 15 лет, Каллахан узнает, что безутешный отец убитой им девушки все это время пытается найти тело дочери, перерывая в своих поисках торфяные пустоши неподалеку от дома. И Каллахану, по иронии судьбы, не остается ничего другого, кроме как помочь несчастному в раскопках.

 

Документальное кино в этом году представлено лентой Гэвина Фицджеральда "Конор Макгрегор: печально известный" (Conor McGregor: NOTORIOUS) - о самом известном бойце смешанных единоборств в мире. Однако начало у этой истории было совсем не многообещающим, что делает достижения Конора в какой-то степени настоящим человеческим подвигом.

 

Для любителей ирландской полнометражной анимации организаторы привезли мультфильм "Капитан Мортен и королева пауков" (Captain Mortеn & The Spider Queen), где главный герой, мальчик Мортен, в один прекрасный миг уменьшается до размеров насекомого, что делает его возвращение домой страшным и изнурительным путешествием, полным всяческих преград.

 

Сборник игровых короткометражек под названием "Ирландские веселые истории" как всегда порадует зрителей замечательным островным юмором. В него вошли 5 работ: "Кубрик при свечах" (Kubrick by Candlelight), "Папоротник" (Fern), "Мама" (Mother), "Волна" (Wave) и "Первый поцелуй (The Shift).

А вот мультипликационные короткометражки отличаются серьезностью: среди них - гоголевская "Шинель" (The Overcoat), а также, среди прочих, "После полудня" (Late Afternoon), новое детище анимационной студии Cartoon Saloon, создателей неповторимых шедевров "Тайна Келлс" (The Secret of Kells), "Песнь моря"  (Song of the Sea), "Добытчица" (The Breadwinner), "Cкала тупиков" (Puffin Rock) и ожидаемых "Волков-перевертышей" (The Wolfwalkers).