Завод "Прогресс" создает чрезвычайно точные механизмы, работает с материалами в разы тоньше человеческого волоса. Детали размером с маковое зерно соединяют под микроскопом, используя немагнитный латунный инструмент и деревянные палочки, не оставляющие царапин. Как раз то, что нужно для создания искусственного сердца.
- Внутри не должно быть зазоров и царапин, чтобы избежать образования тромбов, - объяснил "РГ" ведущий конструктор Роман Попов.
В титановом, размером с конфету корпусе заключен сложный и очень точный механизм. Электрическое поле вращает затейливо вырезанные роторы на опорах из комохрома, сверхпрочного сплава кобальта, хрома и молибдена. Он практически вечен и не дает пыли. Спрятанные в стенках датчики считывают частоту вращения и подают команды усилить или уменьшить кровоток. Внутренние поверхности отполированы и покрыты алмазным напылением. Из корпуса выходят две изогнутые трубки-канюли - они вживляются в артерии, - и разъем с резьбой для управляющего кабеля.
Канюли напечатаны на 3D-принтере и обшиты хирургической тканью - она срастается со стенками сосудов. Армированный кабель, соединяющий насос с системой управления, выводится наружу под ребрами. Помимо электронного блока, обладатель искусственного сердца носит с собой два аккумулятора, основной и резервный. Заряда каждого хватает на 12 часов. Для размещения всего этого хозяйства в комплект поставки входит специальный пояс с отделениями. К электрическому сердцу также прилагается набор инструментов: два гаечных ключа из титана и хирургический нож особой формы.
- Построенные нами опытные образцы проходят испытания на животных. Искусственные сердца вживили бычкам и свиньям. Те чувствуют себя хорошо, - улыбнулся Попов. Мичуринское сердце продлит жизнь своего носителя минимум на два года. Подобные приборы выпускают и за границей, но стоят те в разы дороже.