Новости

20.03.2019 15:03
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Процентам дали слово

Нашумевший воронежский спектакль показали на "Золотой маске"
Документальное шоу "100 % Воронеж", в котором сотня обычных людей создает живую модель своего миллионного города, номинировали на национальную театральную премию в номинации "Эксперимент".
 Фото: Андрей Парфенов На сцене воронежцы делали выбор на глазах у зрителей - собираясь вокруг табличек "Да" и "Нет", "Я" и "Не я". Фото: Андрей Парфенов
На сцене воронежцы делали выбор на глазах у зрителей - собираясь вокруг табличек "Да" и "Нет", "Я" и "Не я". Фото: Андрей Парфенов

Спектакль был поставлен специально для Платоновского фестиваля - 2018 режиссерами из европейской компании Rimini Protokoll. Она известна док-проектами на грани социологии и театра. "100 % Город" - одна из их успешных придумок, реализованная около 30 раз по всему миру. В России первым стал Воронеж.

Участников подбирали так, чтобы по возможности объективно представить население. Делали выборку по полу и возрасту, семейному положению и национальности, району проживания и роду занятий. Люди находили друг друга по цепочке. До начала репетиций в группах обсуждали вопросы, предложенные режиссерами. Хельгард Хауг и Штэфана Кэги интересовала и одиозная новостройка на проспекте Революции, и советы воронежцев президенту РФ.

В итоговый сценарий вошли темы разного калибра - от "кто боится темноты?" до "кто готов убить, чтобы защитить свою семью?". На сцене героям предстояло делать выбор при всем честном народе - собираясь вокруг табличек "Да" и "Нет", "Я" и "Не я", поднимая руки и цветные листы, наглядно иллюстрировать положение дел в обществе. Для деликатных вопросов (типа "Делали ли вы аборт?", "Изменяли ли партнеру?" и "Брали ли взятки?") было предусмотрено тайное голосование - фонариками в темноте.

Каждый "процент" (героям - от четырех до 87 лет) получил свои несколько минут на личный разговор с залом. Прабабушка-программист поведала, что родилась с пороком сердца, а ныне состоит в клубе любителей бега. Пенсионер признался, что хотел бы вернуть советское название Волгограду. Достижения, мечты, трудное прошлое (кто-то воевал в Афганистане, кто-то боролся с раком) - из коротких реплик складывался портрет воронежцев, и любой зритель невольно "дорисовывал" его собой.

Опасения насчет того, что вне Воронежа проект потеряет актуальность для публики, не подтвердились

После трех показов на Платоновфесте спектакль не играли. Специально для "Золотой маски" шоу восстановили, заменив несколько выбывших участников, и на прошлой неделе представили на сцене Московского губернского театра. Опасения насчет того, что вне Воронежа проект потеряет актуальность для публики, не подтвердились. Те же эмоции, те же овации.

Журналистка Ксения Аитова отметила, что "это спектакль про Россию в гораздо большей степени, чем про Воронеж": "...И в другом городе наверняка найдется один процент выросших без матери, четыре процента сидевших, один ребенок, которого травят... Напряжение между залом и сценой, возникавшее на некоторых вопросах, тоже отражает известные водоразделы в обществе... Характерно, что задние ряды зароптали на сообщение о средней московской зарплате в 80 тысяч. В остальном удивительное единение и узнавание, в том числе потому, что не "чей Крым?", а "считаете ли вы украинцев братским народом?".

Некоторым столичным зрителям в спектакле не хватило остроты - мол, очень уж компромиссны вопросы, очень уж добрыми и мирными выглядят жители города. У воронежцев, кстати, тоже в свое время были подозрения в том, что шоу прошло цензуру. Но оказалось, что "сглаженность" - результат споров между самими участниками. Радикалы помоложе уступили пожилым, какие-то эпизоды изъяли. Не в этом ли секрет мирной жизни?

- Давая согласие на участие в "100 % Воронеже", понимала, что буду представлять и себя, и определенную часть населения. На воронежской сцене я чувствовала, что люди в зале в нас узнавали себя. Все темы понятные и наболевшие. Да и вообще ползала знакомых. А показ спектакля в столице - это абсолютно другое, - призналась одна из участниц проекта Виктория Ярцева. - Именно в Москве появилось понимание, что на сцене не просто 100 жителей Воронежа, а весь наш город! Это было очень яркое чувство.

Кстати

"100 % Воронеж" стал не единственным претендентом на "Золотую маску" в сезоне 2018/2019 из столицы Черноземья. Так, на премию выдвинут балет "Корсар" (за работу постановщика Юрия Бурлаки, солистов Елизаветы Корнеевой и Ивана Негробова). Также номинировано два спектакля Камерного театра: "Антигона" - в категории "Спектакль малой формы" (за работу режиссера Михаила Бычкова и исполнившего главную мужскую роль Камиля Тукаева), "Мы" - в категории "Современный танец" (хореограф - Ольга Васильева).

Культура Театр Шоу Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж
Добавьте RG.RU 
в избранные источники