Еще не так давно отгороженная от общества "колючей проволокой" Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) сегодня не только допускает в свои стены правозащитников, артистов, родственников осужденных и проводит товарищеские матчи с вольными спортсменами, но и охотно раскрывает свое прошлое и настоящее. И даже делится с заинтересованной публикой секретами былых побегов и образцами тюремных татуировок. Кстати, последние - сегодня больше экспонаты ведомственного музея, в исправительных колониях мода на тату прошла, чего не скажешь о жизни на свободе. Вот такая общая "культура".
Система исполнения наказаний в России существует 140 лет. Менялись названия, подчинение и, разумеется, техническое оснащение, но главная задача оставалась неизменной - содержать преступивших закон и по возможности исправлять ошибки семьи, школы и общества. Дело не из простых, а потому прямо над входом в музей красуются мудрые цитаты. Первая из Достоевского: "По состоянию тюрьмы можно судить о состоянии общества", а вторая от Петра I - "Тюрьма дело окаянное, но для тюремного дела потребны люди твердые, добрые и веселые". С первым изречением спорить бессмысленно, а вот про веселость второго прошу уточнения у хозяина музея УФСИН Самарской области, его директора Новомира Литвинова.
- А как же? Объекты у нас режимные, контингент - непростой, сотрудники ФСИН испытывают повышенные нагрузки, и здесь без психологической устойчивости и не обойтись. Все поступающие на службу обязательно проходят тестирование и по этому показателю, а в каждой колонии есть штатные психологи, - поясняет Новомир Владимирович и проводит меня вдоль исторической экспозиции.
В ней документы рядом с фотографиями заслуженных ветеранов. Среди них - Герой Советского Союза подполковник внутренней службы Владимир Михеев, генерал-майор Кондратий Фирсанов. В годы Великой Отечественной он возглавлял штаб партизанского движения в Орловской и Брянской областях.
На соседнем стенде - макеты вагонов и "воронков" для перевозки осужденных соседствуют с историческими инсталляциями и поделками, выполненными сидельцами. Отдельный раздел - продукция, которую выпускают в учреждениях УФСИН. Посмотреть и купить эти товары самарцы могут в магазине, расположенном в одном здании с музеем. Он открылся на центральной улице областной столицы два года назад и пользуется популярностью у горожан: цены невысоки, а качество "по ГОСТу".
Особое место в музее отведено многоступенчатой технической оснащенности исправительных учреждений: невидимые лучи, видеокамеры во всех помещениях СИЗО, а в колониях - и по всему периметру территории. В подтверждение надежности охраны трогаю колючую проволоку на стенде.
- Такая давно не применяется, прошлый век, - уточняет директор музея, - теперь вот - "Егоза", ее конструкция такова, что вырваться из нее беглец уже не сможет.
Музей создавали в первую очередь для молодых сотрудников УФСИН и курсантов Самарского юридического института ФСИН России, чтобы учились на опыте предшественников. Но тема оказалась столь интересной, что только за последнее время тут провели около 40 экскурсий для школьников.
Тюрьмы в России были всегда, но вплоть до середины XIX века "тюремные замки", так они высокопарно назывались, были подчинены разным министерствам. Чтобы обеспечить их единоначалие, в 1879 году Александр II своим указом создает тюремное ведомство. А через 15 лет аналогичные отделения появились и в российских губерниях. В Самарской - его возглавил губернский тюремный инспектор, коллежский советник Сергей Андреевич Верещагин. (Экскурсанты часто спрашивают, не родственник ли Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни". - Прим. ред.)
Первая тюрьма в Самаре открылась в 1751 году на центральной в то время Хлебной площади. А к концу XIX века в губернии было семь небольших тюрем, через которые за год проходило до 3000 заключенных и ссыльных. Самара росла, и увеличивалось не только ее законопослушное население... Однако на строительство новой тюрьмы денег в казне не нашлось, и долгие годы под содержание осужденных арендовали площади у самарских купцов.
Первая благоустроенная тюрьма "Кресты" была построена на пересечении улиц Арцыбушевской и Полевой в 1898 году. Если практически вся Самара в ту пору еще топилась дровами, то в этом крепком здании из красного кирпича уже было паровое отопление, электричество, вентиляция, настоящая канализация, а не "параша". По специальным медным трубкам на этажи подавался кипяток для заваривания чая. Кормили в ту пору заключенных тоже неплохо: на обед - щи с мясом, на второе - гречневая каша и винегрет. Кроме того, на праздники в тюрьмы горожане приносили продукты, которые распределялись между всеми сидельцами.
- Почему тюрьму назвали "Кресты"? По форме здания, которое построили для лучшего обзора, - поясняет Новомир Владимирович. - В перекрестье коридоров стояла будка кругового обозрения, из которой надзиратель наблюдал за всем происходящим на этаже. В свое время это была одна из самых благоустроенных тюрем России, среди ее знаменитых узников - Валерьян Куйбышев и его гражданская жена Екатерина Стяжкина (кстати, там у них родился сын), Андрей Бубнов, Николай Панов, Инесса Арманд, Николай Шверник. В качестве "острога" Кресты просуществовали до 1932 года, потом здание передали под студенческое общежитие. Сегодня в нем располагаются кафедры мединститута.
За годы Советской власти в области было создано 43 колонии. Это иной, по сравнению с царской тюрьмой, тип содержания: осужденные находятся не в камере, а в отряде, имеют свободное передвижение внутри локальных участков. Первую колонию открыли в 1919 году в селе Подстепновка, и была она сельскохозяйственной. Вообще многие колонии в ту пору создавались для определенного вида работ и по его выполнении ликвидировались. Для справки: сегодня в Самарской области функционирует 20 учреждений. Сокращение числа заключенных, как и по всей стране, произошло из-за либерализации уголовного законодательства. Наказаниями за многие преступления стали условные сроки, штрафы, поселения.
- А до Великой Отечественной войны в стране было 1,7 миллиона осужденных, - продолжает свой рассказ директор музея, только в нашей области они использовались на строительстве 124 объектов промышленности и сельского хозяйства. Возводили и общественные здания, например Дом промышленности и Дом сельского хозяйства. В 1940 году на нашей территории был образован печально известный Безымянлаг, куда свозили политических. Эти люди работали в том числе и на строительстве трех авиационных предприятий Куйбышева, которые дали фронту более 36 тысяч штурмовиков Ил-2. Сейчас это заводы "Прогресс", "Авиакор" и "Моторостроитель".
В 50-60-х годах прошлого века с привлечением труда осужденных возводилась Куйбышевская ГЭС, а также заводы Волгоцеммаш и нефтехимии. В колониях развивалось собственное производство и в кооперации с крупнейшими оборонными предприятиями региона. Выпуск промышленной продукции достиг тогда невиданных объемов. Сегодня о такой рабочей нагрузке колонии могут только мечтать, в отсутствие объемного госзаказа они на равных с вольным бизнесом ведут борьбу за заказы.
Процессы, которые происходят в обществе, не обходят стороной УИС. Ее деятельность все больше приобретает социальную направленность, улучшаются условия содержания подследственных и осужденных. Но возникают новые проблемы.
- Если прежде большую часть заключенных составляли люди среднего и старшего возраста, то сегодня 80 процентов - это молодежь "без царя в голове", которая не имеет не только никаких трудовых навыков, но и среднего образования, - рассказывает Новомир Владимирович. - Мы ее доучиваем по программе средней школы и даем 28 востребованных рабочих специальностей в нашем профессиональном училище, чтобы у человека был в руках кусок хлеба на будущее. Кроме того, более сотни заключенных получают в местах лишения свободы высшее образование.
Справка "РГ"
В настоящее время в УФСИН России по Самарской области функционирует 20 учреждений. В орбите ведомства свыше 30 тысяч осужденных. Во всех колониях и СИЗО открыты церкви, часовни и молельные комнаты, в десяти ИК имеется собственное производство. В целях улучшения условий содержания в последние годы в эксплуатацию введены общежитие для туберкулезных больных, лечебный корпус в туберкулезной больнице для осужденных, Дворец культуры, общежитие для спецконтингента, следственный изолятор в Тольятти. В УФСИН и его подразделениях служит и работает более 4000 человек.