В Уфе состоялась премьера спектакля "Смерть Тарелкина"

Спектакль "Смерть Тарелкина", премьера которого состоялась на камерной сцене Русского драматического театра, имеет все шансы стать открытием года. Во всяком случае, на ближайшие четыре показа все билеты проданы.
Булат Гайнетдинов

Пробный шар был брошен еще в ноябре, когда выпускник Российского государственного института сценических искусств Антон Свит показал эскиз этого спектакля в творческой лаборатории современной драматургии и режиссуры, которая считается неофициальным смотром молодых режиссеров.

- Лаборатория дает возможность увидеть режиссера, понять, как он работает. Ведь театр - бюджетная организация, и приглашать с "завязанными глазами" режиссеров очень страшно, - отметила театральный критик Владислава Куприна.

Эскиз Антона набрал большинство голосов зрителей и получил "путевку в жизнь". Для постановки Свит собрал команду из Санкт-Петербурга: художника Дарью Здитовецкую и режиссера по пластике Калерию Алексееву.

Молодые постановщики представили пьесу Александра Сухово-Кобылина, написанную ровно 150 лет назад так, как будто она вышла из-под пера драматурга только что. Тема, которая волновала автора, своей остроты не потеряла. Лживость, алчность, коррупция, вседозволенность и безнаказанность тех, у кого в руках власть и дубинка, бесправие всех остальных.

- Сегодня нет более актуального текста, бьющего в самые болевые точки нашего общества, чем "Смерть Тарелкина", - отметил режиссер-постановщик.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа, каждый из действующих лиц олицетворяет определенное явление или характер. Они и отвратительны, и притягательны, ведь в ролях заняты великолепные артисты - Вячеслав Виноградов, Александр Федеряев, Сергей Басов, Илья Мясников, Ольга Лопухова, которые доводят образы своих героев до гротеска, абсурда. Отточена "картинка" и у артистов, занятых на вторых ролях. Некоторые из них перевоплощаются в нескольких персонажей, чем создают ощущение фальши и "второго дна" у простого, казалось бы, человека.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа, каждый из действующих лиц олицетворяет определенное явление или характер

Действо разворачивается в скромных декорациях, и здесь очень функционально используется занавес, который в зависимости от ситуации становится то черным, то красным. Цвета костюмов персонажей также "говорящие". Например, власть и могущество сановника подчеркивается красным фраком и черным котелком невиданной высоты, а белый парик с буклями, который надевает главный герой, символизирует фальшь и обман. Вообще, игра трех красок: красной, черной и белой - вызывает большой эмоциональный отклик.

Впрочем, в спектакле работает все: декорации, костюмы, грим, реквизит. С первых минут атмосферу обмана и иллюзорности задают руки в белых перчатках, появля­ющиеся то справа, то слева, предваряя таким образом выход главного героя - Кандида Касторовича Тарелкина. Его ложь оборачивается чередой различных ситуаций: сначала анекдотичных, затем по-настоящему страшных. Особенно когда с фразы о том, что место живого человека занял вурдалак, разгорается настоящий террор с арестами, допросами и пытками, присвоением чужого добра.

Кстати

"Смерть Тарелкина" - яркая постановка, аналогов которой в репертуаре Русского драмтеатра, пожалуй, не найти. Впрочем, и два других премьерных спектакля, которые публика увидела в текущем сезоне именно на камерной сцене: "Клара Милич" и "Комната сына", станут открытием.