Впервые балет Push Comes to Shove был показан в 1976 году. Почему вы решили вернуться к нему, и как он оказался в Петербурге?
Твайла Тарп: Да, это мой ранний балет - точнее, третий из тех, что я поставила. После Push Comes to Shove я сделала более 50 проектов. Как этот балет оказался в Мариинском театре? Ну, во-первых, меня попросили. А во-вторых, этот спектакль с самого начала был по-своему связан с Мариинским театром, ведь балет был создан специально для Михаила Барышникова. Это был первый балет, который он танцевал на Западе. К тому моменту он всего три-четыре месяца назад покинул Петербург, техника его была очень чистой. Я бы сказала, очень петербургской. И эта постановка - встреча классических и современных движений, возможность их сплести.
Кстати, я тоже связана с Мариинским театром в какой-то мере. Когда я была маленькой, мне преподавала девушка по имени Беатрис Колленетт. Она была одной из семи балерин, которых в Лондоне обучала Анна Павлова.
Кто будет солировать в российской премьере?
Твайла Тарп: Изначально состав мне предложили, но Кимина Кима, который и будет в главной роли, я дважды видела до этого в Нью-Йорке. Одна из самых больших сложностей, которые пришлось преодолеть при постановке балета сейчас, - это его классическая составляющая. Мы знаем, что Михаил Барышников в этом прекрасен. Кимин Ким, конечно, от него сильно отличается, но я все равно старалась найти что-то общее между ними. И это было непросто.
Одна из ваших работ - "В комнате наверху" - в 2008 году была поставлена в Большом театре, но тогда вы в Россию не приезжали. Почему теперь решили контролировать постановку лично?
Твайла Тарп: О! Дело во второй части постановки, которая полностью принадлежит кордебалету. И это, скажу я вам, большой кордебалет - 16 человек. Таким количеством людей очень сложно управлять, и кто был действительно мастером в этом, так это Петипа. Один из лучших примеров - "Баядерка". Моя работа, конечно, отличается и от Петипа, и от Баланчина. Здесь много самых разнообразных, самых сложных движений. Тут важен замечательный кордебалет Мариинского театра. В балете, который танцуют в Большом театре, участвовало всего 13 человек. Там не было такой классической основы, как в Push Comes to Shove.
Нет мыслей продолжить сотрудничество с Мариинским театром?
Твайла Тарп: Едва прилетев сюда, я решила посмотреть сцену. Сцена огромная, она примерно пропорциональна оркестровой яме. Это уже мне понравилось. Потом я посетила утренний урок в мужском и женском классах. Меня покорило, как здесь учат технике- с такими точностью и рвением, что просто хочется плакать. Так все четко и замечательно... Дальнейшее сотрудничество зависит от зрителей, от самих артистов, от руководителя балетной труппой Мариинки Юрия Фатеева. Ну и, конечно, от Валерия Гергиева. Я уверена, что мы бы с ним сошлись во мнении, что танец, поставленный на замечательную музыку Гайдна, Бетховена, Баха или Моцарта, - это прекрасная идея. Так что увидим.
Международный фестиваль балета "Мариинский" продлится до 31 марта. На нем представлена широкая ретроспектива - от шедевров Мариуса Петипа, через модерн и неоклассику ХХ века, к работам современных авторов. Премьера Push Comes to Shove пройдет в рамках вечера американской хореографии, где также покажут "Серенаду" Джорджа Баланчина и "В ночи" Джерома Роббинса.