Очевидно, что такие акты не помогут укрепить связи и расширить кооперацию. Это полпред президента РФ в УрФО Николай Цуканов "поставил на вид" губернаторам и поручил до 1 мая провести ревизию документов и наполнить их конкретикой.
Вместе с тем анализ торговых балансов внутри федерального округа показывает, что регионы Урала на 30 процентов глубже интегрированы между собой, чем субъекты РФ в целом. Цифра могла бы быть и больше, но между субъектами существует не только партнерство, но и конкуренция.
- Идет борьба за инвестиции, регионы вынуждены демпинговать льготами за счет собственных доходов, - заявил полпред. - Конкуренция, конечно, необходима, однако должна быть разумной.
Что это означает, он пояснил на примере. И в Курганской, и в Челябинской областях выпускают пожарную технику. Каждая область заинтересована продать как можно больше и не уступит рынок соседу. Да это и не требуется - не лучше ли расширить линейки продукции в разных направлениях? Но такую работу необходимо координировать, иначе регионы продолжат бороться между собой, снижая при этом конкурентные преимущества всего округа.
На укрепление межрегионального сотрудничества направлена стратегия пространственного развития России до 2025 года, но для ее практического воплощения требуется еще разработать и утвердить аналогичные стратегии макрорегионов - в нашем случае Уральско-Сибирского. Эта работа поручена правительству РФ при активном участии субъектов. Как ожидается, будет сформирована рабочая группа, в которую войдут представители региональных органов власти, ученые, практики.
Проблема в том, что стартовые позиции у всех разные. Самое слабое звено в УрФО - Курганская область. Бюджет региона составляет всего 40 миллиардов рублей, из них собственных доходов - лишь половина. Серьезной проблемой для Зауралья остается отток населения: люди уезжают в другие регионы не только потому, что там больше платят, но и потому что там лучше условия жизни. Например, чуть не половина курганских сел живет на привозной воде, между многими населенными пунктами нет нормального транспортного сообщения. Вместе с тем назвать регион бедным язык не поворачивается. В Кургане выпускают боевые машины пехоты, автобусы, коммунальную и сельхозтехнику, прицепы, мосты, арматуру. Здесь собирают зерна в два раза больше, чем требуется самому региону, а картофеля - в четыре раза. И резервы для роста еще огромные: 300 тысяч гектаров неиспользуемой пашни, отличные условия для развития животноводства. Область могла бы стать базой для укрепления продовольственной безопасности УрФО, поставлять продукты питания в северные автономии и крупнейшие города округа, но пока ее, по выражению вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, на карте сильнейших агропромышленных регионов даже не видно. Чтобы АПК Зауралья заработал на полную мощь, нужны инвесторы. Формы сотрудничества могут быть разные: аренда или покупка земли, инвестиции в существующие предприятия...
Вряд ли следует ожидать, что после обсуждения соседи кинутся искать инвесторов для Курганской области. Как показала попытка создания единой энергосистемы, губернаторы очень осторожно подходят к подобным идеям. Так, два года назад на федеральном уровне решался вопрос объединения тарифных зон Курганской и Тюменской областей, в результате чего цена киловатт-часа для бизнеса в Зауралье должна была снизиться до уровня нефтедобывающего региона. Но стороны так и не смогли договориться.
Между тем в субъектах УрФО есть перспективные в плане межрегиональной кооперации проекты. Челябинцы, например, пригласили курганский оборонный завод в кластер транспортного машиностроения, чтобы восполнить недостающие компетенции. Кроме того, объединить ресурсы макрорегиона могут высокоскоростная магистраль Челябинск-Екатеринбург, Северный широтный ход и другие масштабные инфраструктурные проекты.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
- Одним из примеров успешного межрегионального сотрудничества стало строительство автодороги Ивдель-Ханты-Мансийск. Субъекты УрФО - это мощный, перспективный рынок для уральской промышленной и аграрной продукции. А укрепление кооперационных связей - требование времени, важнейший фактор роста инвестиционной привлекательности как отдельных территорий, так и округа в целом.