Премия "BraVo" родилась в 2017 году в красивом и амбициозном порыве объединить музыку всех жанров, стилей и направлений евроазиатского пространства. И подходит к поставленной задаче с явным юношеским максимализмом и рискованностью. Сегодня классическое "BraVo" - это дюжина разнообразных номинаций и несколько специальных призов, победителей в которых определяет голосование представителей музыкального сообщества. Таким образом, среди победителей оказываются те, чьи талант, мастерство проверены временем и бесспорны среди самого широкого круга публики, так и те, чьи заслуги пока очевидны только их коллегам.
Единственной номинацией, где оказалось сразу два победителя, стала "Концертная/театральная площадка года". Вручая награду одному из самых молодых театральных коллективов "Астана-Опера", министр культуры России Владимир Мединский заметил: "Я рад, что проект, который объединяет лучших артистов Европы и Азии, создан и развивается именно в России". Также приз достался концертному залу "Зарядье", который к финалу своего первого сезона успел собрать уже несколько престижных наград. Этим выбором эксперты "BraVo" отметили современный запрос на создание новых культурных пространств.
Нельзя не заметить, что и признание "Оперой года" постановки Константина Богомолова в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оратории Генделя "Триумф Времени и Бесчувствия" четко отразил еще одну мировую тенденцию: ныне модно классические не оперные партитуры делать темой для воплощения на территории музыкального театра.
"Балетом года" стал "Нуриев" Большого театра - бесспорно, самый резонансный хореографический проект. Очень трогательные слова признания любви к русской культуре произнесла Хелен Миррен, вспомнив своего отца Василия Миронова и рассказав о том, как она в детстве мечтала стать балериной и как на репетиции церемонии накануне она позволила себе станцевать на сцене Большого с Джоном Траволтой, а также вспомнила, с каким волнением она снималась в кино вместе с двумя легендами русского балета - Михаилом Барышниковым в фильме "Белые ночи" и Сергеем Полуниным в картине "Щелкунчик и четыре королевства". Появление Сергея Полунина на сцене Большого с номером Take me to Church, собравшим в сети десятки миллионов просмотров, вызвало настоящий фурор. Его, наряду с Джоном Траволтой, по окончанию торжественного вечера у служебного входа в театр ждала толпа фанатов.
Зал стоя встретил объявление о присуждении почетной награды "За вклад в мировую музыкальную культуру" великой испанской певице Монтсеррат Кабалье, которая ушла из жизни осенью прошлого года. Награду получила ее дочь Монтсеррат Марти. "За поддержку классического искусства" отметили благотворительный фонд "Искусство, Наука и Спорт". "Оркестром года" стал Госоркестр России имени Светланова, возглавляемый Владимиром Юровским. "Дирижером года" был выбран эксцентричный японец Митиёси Иноуэ, который, получая награду, признался, что Шостакович стал главным композитором его жизни. Ныне победу в композиторской номинации с формулировкой "Лучшая классическая композиция в современном исполнении" одержала экстравагантная американка китайского происхождения Ду Юн за пьесу "Вероника", поднявшаяся на сцену Большого в розовой шубке, будто одолженной у Эллочки-людоедки.
"BraVo" многим артистам придало смелости отважно замахнуться на классические хиты: с неаполитанской песней на сцене Большого дебютировал Алессандро Сафина, а поп-трио, "Il Volo" ("Полет"), ставшее знаменитым на фестивале песни в Сан-Ремо, исполнило "Застольную" из "Травиаты". Но всех переплюнул Майкл Болтон, предложивший очень личную версию арии Калафа из оперы Пуччини "Турандот". Лучано Паваротти, конечно, сделал свое дело - теперь Калафа хочет спеть каждый, недаром эта ария значится и в плейлистах караоке-баров.
Приз за "Классический альбом года" второй год кряду получил пианист Даниил Трифонов - ныне за запись Destination Rachmaninov. Departure. "Открытием года" назвали юного пианиста, взявшего в прошлом году классическое "Евровидение", Ивана Бессонова. 16-летний музыкант признался: "Я сегодня впервые в жизни в Большом театре и почему-то сразу на сцене" - сказал он, получая награду из рук примы-балерины Большого Светланы Захаровой, которая в концертной программе церемонии в дуэте с Якопо Тисси исполнила адажио из балета "Caravaggio".
Известный китайский бас Хао Чжан Тан был отмечен за "Лучший классический мужской вокал". Награду за "Лучший классический женский вокал" из рук суперзвезды мировой оперы - итальянского тенора Витторио Григоло - получила воспитанница Молодежной программы Большого театра, ныне выступающая на первых европейских сценах, Венера Гимадиева. Григоло сорвал настоящую овацию, исполнив арию Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска".
Финал трехчасовой церемонии сделало появление настоящей примадонны - румынки Анджелы Георгиу, еще недавно считавшейся первой сопрано мира. Сегодня ее карьера уже не в топе, но признание в почетной номинации "Мировая звезда" и памятный приз в виде Скрипичного ключа, врученный Джоном Траволтой, абсолютно заслуженная награда с немного подытоживающей интонацией. В то время как впервые приехавший в Россию Витторио Григоло вышел на сцену второй раз, чтобы вместе с Анджела Георгиу спеть неаполитанский хит "Не забывай меня" и, наоборот, будто намекнуть: "Большой театр, я мечтаю о тебе!".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"