Изабель Юппер: Моя героиня - сущий монстр

На экранах - триллер ирландца Нила Джордана "В объятиях лжи". Загадочную вдову Грету в нем сыграла французская звезда Изабель Юппер - обладательница двух премий и шестнадцати номинаций на премию "Сезар" (французский эквивалент "Оскара"), номинации на "Оскар" за фильм "Она" и восьми номинаций на театральную премию "Мольер". Когда актриса узнала, что я из России, она на ломаном русском, который, оказалось, учила в юности, посетовала, что всю жизнь мечтала сыграть в пьесах Чехова, но пока не удалось: "Я ведь играла и Шекспира, и Мольера, а вот с Чеховым пока не везло".
"ВОЛЬГА"

Режиссер Джордан явно получает удовольствие, снимая историю в духе 1980-1990-х, когда хитами становились триллеры "Рука, качающая колыбель" и "Одинокая белая женщина". Что вас заинтересовало в этой роли клинической психопатки?

Изабель Юппер: Меня всегда тянуло сыграть конфликтных персонажей, но Грета - сущий монстр. И мне хотелось покопаться в ее сущности, понять, что ее привело к этому. Я думаю, одиночество: она искала близкую душу и нашла ее во Фрэнсис. И ей не хотелось с ней расставаться, в итоге она решила ее убить, чтобы обладать ею навечно.

В вашей интерпретации это звучит почти иронией...

Изабель Юппер: Так это и было задумано. Что мне нравится в режиссуре Нила - это то, что он дает актерам полную свободу. Я свободный человек и люблю режиссеров такого типа, даже иногда сама их выбираю. Пол Верховен в фильме "Она" тоже дал мне полную свободу, и я за эту роль даже получила номинацию на "Оскар" - большая честь!

Немыслимо, чтобы люди получали в Голливуде разные зарплаты в зависимости от их пола. Правда, лично я никогда не чувствовала это на себе

Говорят, что сцену танца перед убийством сыщика вы тоже придумали?

Изабель Юппер: Все верно. Мне показалось, что для Греты с ее мистическим складом ума убийство детектива - сущий пустяк, и надо по этому поводу немного потанцевать, сыграть на пианино. Нилу идея понравилась.

Налет мистики фильму придают и музыка, и сама организация пространства на экране.

Изабель Юппер: Мы снимали в основном в Ирландии, мне предоставили изумительно красивый дом и поставили рояль, чтобы я практиковалась играть Листа, ведь Грета венгерка. Да, звуки Листа в сочетании со странными ударами и шорохами за стеной дают ощущение какой-то загадки. Атмосферу усугубляют разбросанные там и сям детские игрушки. Пространство комнаты играет в фильме большую роль, становится его действующим лицом.

Все три главных персонажа - женщины, со своей судьбой, своими потерями и драмами. Сейчас много говорят о роли женщины в обществе - как это влияет на искусство?

Изабель Юппер: Это, мне кажется, нужный диалог: ведь немыслимо, чтобы люди получали в Голливуде разные зарплаты в зависимости от их пола! Правда, лично я никогда не чувствовала это на себе. Я всегда была свободна и в выборе, и в выражении женской психики. Мой друг режиссер Роберт Уилсон любит говорить: игра - это импровизация. Я следую этому принципу.

Не хотелось попробовать себя в роли режиссера?

Изабель Юппер: Я для этого слишком ленива. А возможно, мне просто нечего сказать. Каждый, кто работает в киноиндустрии, знает: даже если фильм в итоге один, их на самом деле несколько - тот, что в голове у режиссера, и тот, что в голове у актера. И готовый фильм всегда не такой, каким ты его себе представлял, - с этим надо смириться. Так что если я возьмусь за режиссуру, то надеюсь, что получится действительно мой фильм.

Что для вас главное в профессии?

Изабель Юппер: Оставаться самой собой. Я всегда оставляю пространство между собой и своим персонажем, стараюсь держать дистанцию, используя подчас иронию и юмор. Как бы подсматриваю за своим персонажем из-за угла. Я и за Гретой подсматривала. И это делало ее еще более мистической и непредсказуемой.

Как вы выбираете роли?

Изабель Юппер: Мне нравится работать со сложными характерами и делать их настолько нормальными, насколько это возможно. Потому что ненормальность персоны скрывается за обыденностью ее жизни.