Режиссер Джордан явно получает удовольствие, снимая историю в духе 1980-1990-х, когда хитами становились триллеры "Рука, качающая колыбель" и "Одинокая белая женщина". Что вас заинтересовало в этой роли клинической психопатки?
Изабель Юппер: Меня всегда тянуло сыграть конфликтных персонажей, но Грета - сущий монстр. И мне хотелось покопаться в ее сущности, понять, что ее привело к этому. Я думаю, одиночество: она искала близкую душу и нашла ее во Фрэнсис. И ей не хотелось с ней расставаться, в итоге она решила ее убить, чтобы обладать ею навечно.
В вашей интерпретации это звучит почти иронией...
Изабель Юппер: Так это и было задумано. Что мне нравится в режиссуре Нила - это то, что он дает актерам полную свободу. Я свободный человек и люблю режиссеров такого типа, даже иногда сама их выбираю. Пол Верховен в фильме "Она" тоже дал мне полную свободу, и я за эту роль даже получила номинацию на "Оскар" - большая честь!
Говорят, что сцену танца перед убийством сыщика вы тоже придумали?
Изабель Юппер: Все верно. Мне показалось, что для Греты с ее мистическим складом ума убийство детектива - сущий пустяк, и надо по этому поводу немного потанцевать, сыграть на пианино. Нилу идея понравилась.
Налет мистики фильму придают и музыка, и сама организация пространства на экране.
Изабель Юппер: Мы снимали в основном в Ирландии, мне предоставили изумительно красивый дом и поставили рояль, чтобы я практиковалась играть Листа, ведь Грета венгерка. Да, звуки Листа в сочетании со странными ударами и шорохами за стеной дают ощущение какой-то загадки. Атмосферу усугубляют разбросанные там и сям детские игрушки. Пространство комнаты играет в фильме большую роль, становится его действующим лицом.
Все три главных персонажа - женщины, со своей судьбой, своими потерями и драмами. Сейчас много говорят о роли женщины в обществе - как это влияет на искусство?
Изабель Юппер: Это, мне кажется, нужный диалог: ведь немыслимо, чтобы люди получали в Голливуде разные зарплаты в зависимости от их пола! Правда, лично я никогда не чувствовала это на себе. Я всегда была свободна и в выборе, и в выражении женской психики. Мой друг режиссер Роберт Уилсон любит говорить: игра - это импровизация. Я следую этому принципу.
Не хотелось попробовать себя в роли режиссера?
Изабель Юппер: Я для этого слишком ленива. А возможно, мне просто нечего сказать. Каждый, кто работает в киноиндустрии, знает: даже если фильм в итоге один, их на самом деле несколько - тот, что в голове у режиссера, и тот, что в голове у актера. И готовый фильм всегда не такой, каким ты его себе представлял, - с этим надо смириться. Так что если я возьмусь за режиссуру, то надеюсь, что получится действительно мой фильм.
Что для вас главное в профессии?
Изабель Юппер: Оставаться самой собой. Я всегда оставляю пространство между собой и своим персонажем, стараюсь держать дистанцию, используя подчас иронию и юмор. Как бы подсматриваю за своим персонажем из-за угла. Я и за Гретой подсматривала. И это делало ее еще более мистической и непредсказуемой.
Как вы выбираете роли?
Изабель Юппер: Мне нравится работать со сложными характерами и делать их настолько нормальными, насколько это возможно. Потому что ненормальность персоны скрывается за обыденностью ее жизни.