Кировчане зимой доехали до ненецкого Заполярья на мотоцикле

Идея столь необычной экспедиции принадлежит Илье Сабанцеву. Антон Смирнов и Артем Кравченко, у которых за спиной уже были многие тысячи километров по дорогам Европы и Азии, решили поддержать друга.
Илья Сабанцев

Поездка на мотоцикле в края, где, как пел Высоцкий, "вперед пятьсот, назад пятьсот", стала во всех смыслах испытанием на прочность.

Начиная с самой техники. Учитывая, что на холодном асфальте (часть пути ребята прошли по автотрассам Вятки и Коми) двухколесная машина на шипованной резине практически неуправляема, стали искать подходящую коляску. Ею оказалась знаменитая в СССР чешская Jawa в корпусе из стекловолокна производства 70-х годов прошлого века. Но прикрепить ее к корпусу мотоцикла BMW было непросто. Понадобилась фантазия и сноровка механиков, чтобы изготовить соответствующее крепление.

Точно так же самостоятельно закрыли картер двигателя от возможного обморожения -сделали, что называется, микроклимат для мотора. Даже шиповать шины пришлось самим, поскольку обычная зимняя резина для такой экстремальной экспедиции не годилась. На руль установили защиту от ветра, подогрев ручек. Приобрели шлем с подогревом визора, которым обычно пользуются водители снегоходов. Ну, и естественно, запаслись теплой одеждой.

Сначала хотели ехать на нескольких мотоциклах, однако к сроку успели довести до ума только один. Остальные поехали в машине сопровождения. Но при этом в коляску положили все, что считали необходимым в случае, если бы мотоциклист ехал один: канистру с 20 литрами бензина, запасной аккумулятор, веревку на случай, если потребуется вытаскивать мотоцикл из сугроба, запасную теплую одежду, газовую горелку. Хотели посмотреть, может ли на практике мотоциклист ехать автономно. Оказалось - может.

Первые километры по асфальту прошли достаточно легко. А самый тяжелый переход оказался после Ухты. Там кончается асфальт и начинается бетонка в одну полосу, по которой КамАЗы перевозят на Север грузы. Каждую встречную машину, возвращавшуюся на большую землю, нужно было пропускать, съезжая на обочину. А там - стиральная доска, "гребенка" изо льда. Приходилось скидывать скорость до минимума, а потом снова разгоняться до 60 километров в час.

- Хотя нас в каждом пункте ночлега предупреждали: "дальше будет только хуже", с этапом после Ухты по трудности ничто не сравнится. Было тяжело даже физически, - говорит Илья. - "Гребенка" буквально била по рукам. И так - 275 километров.

К тому же и по времени это оказался самый длинный переезд - 13,5 часа, чтобы успеть к пункту ночлега. Ночевали в местных мотоклубах. С одними северными байкерами уже были знакомы по различным мотофестам. С другими списывались по интернету. Принимали вятских мотопутешественников северяне очень тепло - в прямом и переносном смысле.

Хоть и знали ребята, что будет холодно, и готовились к этому, без неожиданных сюрпризов не обошлось. Оказалось, что зимники специально заливают водой (как горки), чтобы лед лучше держал технику. И трижды мотоциклисты оказывались в водяной ловушке, когда как раз перед ними проходила поливальная машина. Низ мотоцикла на морозе покрывался коркой льда, передачи переставали переключаться. Приходилось отвертками сбивать лед.

Но, несмотря на это, мотоцикл шел все дальше на Север. И в конце концов вот она, цель - Северный полярный круг! Почти всю дорогу Илья ехал за рулем мотоцикла один, но после этой точки передал его друзьям, чтобы и они насладились победой. Последние километры до Нарьян-Мара на мотоцикле ехали уже по очереди они.

Обратно кировчане возвращались на машине, поскольку поджимало время. Мотоцикл отправили домой грузовой машиной. Всего дорога на Север заняла четыре дня, общая длина пути - около 1,5 тысячи километров. По словам Ильи, поездка хоть и оказалась сложной (а местами просто тяжелой), очень понравилась. Теперь друзья продумывают новый маршрут в места, куда не забиралось еще колесо мотоцикла. Скорее всего, снова на Север.