По словам замминистра образования и науки Самарской области Елены Пинской, заведующие детсадами все чаще обращаются в ее ведомство с просьбой решить вопрос, что делать с малышами, которые долгое время не ходят в группу. Речь идет о ситуации, когда в детсаду ребенок числится, но фактически туда не ходит. А на его место нельзя даже временно принять другого малыша, ожидающего своей очереди. В условиях катастрофического дефицита мест в детских садах эта проблема как никогда актуальна. Особенно для городов. На начало марта в областной очереди числятся 4909 ребенка. Из них только в Самаре 4817 ждут зачисления. Но по закону на место прогульщика нельзя принять другого ребенка. А родители в свою очередь упрекают администрацию дошкольного учреждения, что та держит "пустое" место .
В этом году в регионе обещают открыть сразу 28 детских садов, но и это не ликвидирует всю очередь, ведь параллельно нужно решать и проблему ясельных групп, которых кот наплакал.
По данным местного минобразования, около трех процентов всех детсадовцев, а это почти 4500 детей, просто занимают места в дошкольных учреждениях, не посещая их без уважительных причин больше трех месяцев подряд. Причины разные. Чаще всего родителей не устраивает удаленность садика. Распространены и ситуации, когда мама сидит в декретном отпуске с младшим ребенком и семье просто невыгодно водить старшего в дошкольное учреждение. Или пока с внуком - бабушка, но всякое может случиться, вот место и придерживают.
Но ситуацию, по мнению чиновников, можно исправить, если регламентировать порядок отчисления из детсада. Чтобы очередь в сад двигалась быстрее, самарские депутаты предлагают расширить перечень оснований для отчисления прогульщиков. Для этого нужно закрепить и конкретизировать в ФЗ "Об образовании в РФ" такие понятия, как "уважительная причина" и "длительное непосещение". В обращении к Ольге Васильевой, подготовленном региональным Заксобранием, депутаты хотят узнать позицию Министерства просвещения РФ по этому вопросу, а затем, с учетом предложений чиновников, доработать законодательную инициативу.
- К уважительным причинам могут быть отнесены: болезнь воспитанника, посещение им врача, семейные обстоятельства, пропуск по договоренности с администрацией дошкольного учреждения, - уточняется в послании.
Впрочем, далеко не все депутаты разделяют позицию чиновников.
- Практика отчисления детей по суду - все-таки более оптимальный вариант, - считает первый зампредседателя Самарской губдумы Екатерина Кузьмичева. - Каждый случай уникальный. Сегодня маме нет необходимости вести ребенка в сад, а завтра обстоятельства поменялись, а место в саду уже занято другим. Возможно, было бы правильным продумать вариант по временному предоставлению очереднику места долго отсутствующего ребенка.
Татьяна Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования:
- В данном случае нужно вносить изменения не в Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", а в ведомственные нормативно-правовые акты. Конкретно - в Приказ минобрнауки № 1014 от 2013 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". И сделать отдельную часть приказа, которая бы это регламентировала. Конкретно - повышала ответственность родителей, которым предоставляется место в детском саду. Однако, решение должно приниматься на уровне субъекта Российской Федерации и муниципалитета. И что очень важно - при принятии решения не допускать нарушения прав детей.
По статистике, из 25 детей около пяти - стабильно не посещают группу по неуважительной причине. То есть не по болезни. А, например, потому, что мама не работает и сама сидит с малышом. При этом она держит место в саду "про запас".
Опять же лично мое мнение, что условия нужно прописать достаточно строгие: если в течение месяца вы не водите ребенка в детский сад по неуважительной причине, образовательная организация имеет право вас отчислить. При этом нужно будет достаточно подробно описать, какие именно причины пропуска будут считаться уважительными, а какие - нет. В целом такие изменения в нормативно-правовом регулировании были бы справедливы по отношению к тем семьям, которые стоят в очереди в детсад и где мамы не могут выйти на работу.
Иван Кириллов, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ:
- Действительно, на федеральном уровне порядок отчисления из дошкольных учреждений сегодня прямо не регламентируется. Каждый субъект РФ имеет право определить порядок действий в подобных ситуациях. Однако при выработке подобных норм на любом уровне - муниципальном, региональном, федеральном - нужно очень серьезно проработать вопрос с разных сторон. С одной стороны, разработчикам стоит согласовать предлагаемые действия с уполномоченными по правам ребенка, чтобы не нарушить прав детей и их родителей (законных представителей). С другой стороны, стоит очень тщательно проанализировать наличную ситуацию с непосещением детских садов, чтобы понимать, насколько введение санкций позволит внести весомый вклад в решение проблемы нехватки мест в детских садах, особенно среди семей с детьми до трех лет, ведь может получится так, что отчисление малышей за прогулы вызовет дополнительное социальное напряжение (хождение родителей по различным инстанциям, обращения в прокуратуру, суды и т.п.), но при этом вклад в обеспечение доступности дошкольного образования окажется минимальным.
Подготовила Ксения Колесникова.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"