Олег Газманов рассказал "РГ", как создает свои хиты

В БКЗ "Октябрьский" 29 марта с большим концертом выступит Олег Газманов - так легендарный музыкант отметит 50-летие творческой биографии, а заодно представит петербуржцам новый альбом "Жить - так жить". В преддверии этого события корреспондент "РГ" встретилась с автором хитов, любимых несколькими поколениями, и задала несколько вопросов.
Нина Зотина/РИА Новости

Олег Михайлович, 50 лет на сцене. Для вас самого эта дата что-то значит?

Олег Газманов: Я всегда спокойно относился к любым датам. У меня есть даже такое сравнение: вот дерево, оно ведь не знает своего возраста, это уже мы считаем кольца. Я не думал об этом, не думал, а потом решил все-таки посчитать, сколько лет назад написал свою первую песню. Оказалось, что в 1968 году. Это была песня "Белый снег", которую мы играли на танцах, и самое удивительное, играем до сих пор - ее всегда просят исполнить на Новый год. С того момента я и отсчитываю свою профессиональную деятельность, потому что тогда я стал официально зарабатывать деньги музыкой. Годы, конечно, пролетели удивительно быстро.

Расскажите о юбилейной программе. Что услышат петербуржцы?

Олег Газманов: Сложность в том, что репертуар у меня большой и выбрать песни, которые бы отразили все прошедшие годы, было очень непросто. Во-первых, я остановился на том, что у нас сейчас в работе. Потому что, знаете, сложно "выкапывать" старые песни, делать им современные аранжировки, насыщать их тем духом, который был десятки лет назад… Но вместе с тем сыграем мы и то, что было написано достаточно давно. В концерте будет специальный раздел, где звучат, например, "Единственная" и "Танцуй, пока молодой", - они были написаны 30 лет назад, но мне до сих пор интересно их петь! Оставил в этом концерте я и песню "Мама". В ней есть ощущение детства, тепла, которое исходит от мамы, но главное - история. А именно те песни, в которых есть история, как показывает опыт, и остаются.

Вы ведь сыграете и композиции из вашего нового альбома "Жить - так жить"…

Олег Газманов: Вся юбилейная программа, кстати, тоже называется именно так. Я особенно не ломал голову над названием, просто из всего альбома песня "Жить - так жить" самая раскручиваемая - ее взяли в эфир практически все радиостанции. Да и вообще сама фраза звучит оптимистично. Пессимизма нам в жизни и так хватает, поэтому хочется, чтобы эта программа действительно поднимала дух. Чтобы человек не просто отсидел два часа, а ушел с концерта окрыленный.

Кстати, а что лучше воспринимается публикой - проверенные временем хиты или что-то новое?

Олег Газманов: Раскрутить новую песню мне сейчас очень сложно. Представьте, несешь ты ее на радио или телевидение, а это воспринимается совсем без энтузиазма. Я сначала удивлялся, обижался - как же так! Но мой друг, руководитель большого радиохолдинга, объяснил: "Чтобы поставить новую песню, мне надо сначала какую-то твою снять. Вот скажи, какую - "Доля", "Эскадрон"?"
Понятно, что это все хиты, которые крутят не первый год, на них выросли несколько поколений. А новое - это всегда эксперимент на слушателях. Без обид. В смысле: каким еще они могут меня воспринять? Я же не могу все время прыгать с песней "Эскадрон", мне хочется что-то еще попробовать.

Эти эксперименты чаще удачные или нет?

Олег Газманов: Какие-то более, какие-то менее. Например, песня "На закате плачет мачо" из нового альбома - это вообще в другую сторону. Но я все-таки музыкант, мне хочется петь в разных стилях, и я, скажем, люблю регги. Более того, эта песня не просто регги, а регги традиционное. Такой старомодный вариант. А во-вторых, там довольно сложный текст. Вот она никаких вершин не заняла. Хотя мой друг Александр Буйнов ее просто обожает!
Но бывает и по-другому. В том же альбоме есть песня "Посвящение". Она написана на слова Роберта Рождественского. Когда-то я был с ним знаком, я дружу с его дочкой Катей. Совершенно случайно получилось написать эту песню к его юбилею, когда его уже не стало. Получилась совершенно особая форма - поэзия, к которой немножко прикоснулась музыка. На концертах она имеет оглушительный успех и принимается не хуже, чем самые раскрученные хиты.

Написание песен - процесс очень личный. Но все-таки - как это происходит у вас?

Олег Газманов: Вопрос, конечно, популярный. Мне его в "Инстаграме" уже столько людей задали! Все, наверное, хотят знать какую-то хитрость. Так вот - никакой хитрости нет. Обычно сначала мне в голову приходит какая-то мелодия или фраза и потихонечку там формируется. Одно время, когда не было смартфонов, я везде таскал с собой диктофон. Думал: "Надо обязательно записать, а то утром забуду!" Когда у меня набралось несколько сотен таких мелодий, я на это плюнул. Просто я так устроен, болезнь такая: даже разговор с кем-то у меня в голове может превратиться в ноты. Шум слышу на улице - могу трансформировать его в музыку.
Так вот, появилась мелодия. Потом она потихонечку начинает проклевываться. Потом стучит и стучит в темечко, мешает, не дает покоя. Потом она становится настолько настойчивой, что понимаешь: пока ее, как занозу, не вынешь - жить дальше невозможно. Тогда я уже сажусь, беру гитару… И если повезет - мелодия сразу возникает с какой-то фразой. То есть получается довольно болезненный процесс.
Я когда писал песню "Питер", лет 30 назад, не спал почти десять суток. Я это хорошо помню, потому что у меня были концерты и я ходил как лунатик. В голове звенело: "И свободную белую бабочку - ночь острый штык Петропавловской к небу пришил..." И пока я эту занозу не выдернул, я не жил.

Многие ваши песни исполняют другие известные артисты. А специально для кого-то вы пишете?

Олег Газманов: Даже не вспомню такого. Есть, правда, один артист, для которого я специально писал, - это Родион Газманов, когда он был маленьким. Сейчас он сам успешно сочиняет и стихи, и музыку, у него есть хиты. Некоторые обидно говорят, мол, папа его продвигает. А я ничего для него не пишу. Да, у него есть в репертуаре пара моих песен, но они, по правде говоря, ему даже больше подходят, чем мне.

Одно время активно обсуждалась история с песней "Москва, звонят колокола", которая встречает пассажиров, прибывающих на вокзалы столицы. Несколько лет назад ее хотели убрать. Как вы реагировали?

Олег Газманов: Помню, однажды приезжаю я из Питера в Москву, и вдруг - бабах! Заиграла эта песня. Я сразу капюшон надвинул, чувства - смотрите на меня, вот идет автор! - не было. Она такая мощная, что точно больше одного человека. И когда я в своих джинсиках и кроссовочках иду и звучит этот мотив с военным духовым оркестром… Но, конечно, приятно. По крайней мере, я видел, что большинство людей вокруг меня ее воспринимали с энтузиазмом. С другой стороны, когда с ней в Москве стали бороться, я был поражен. Эту песню ведь и в детских садиках поют, и в школах. Сначала мне было обидно: я-то при чем? Я просто написал песню. Не хотите - не слушайте, не я же ее, в конце концов, на вокзалы поставил. Но решил для себя так: само пройдет. Вот само и прошло. "Москву" отстояли!

Не могу не спросить про вашу любовь к спорту. Знаю, что у вас даже появился свой канал, где вы публикуете видео с упражнениями.

Олег Газманов: Да, такие видеоролики есть. Меня теперь все просят продолжить, но, честно говоря, времени пока нет заниматься этим. А так да, я утром встаю и (даже если не выспался, даже если после праздника) делаю определенные упражнения. Их можно как раз посмотреть на моем сайте. Вообще, это любимый вопрос журналистов, меня почему-то неадекватно воспринимают в мои 67. Тут тоже тайны никакой нет: вопрос здоровья - это вопрос воли и мозгов.

В одном из интервью я прочла, что за концерт вы теряете до трех килограммов веса. Это правда?

Олег Газманов: Раньше - да, сейчас поменьше. Теперь я уже не так дергаюсь на сцене. Хотя у меня есть часы, которые отсчитывают количество шагов, и как-то я их непреднамеренно включил. Получилось, что за репетицию и за концерт я натоптал почти десять тысяч шагов. То есть это дневная норма, если заниматься физкультурой. После концерта я выдыхаюсь полностью. Примерно сорок минут молчу и очень не люблю тех, кто ко мне лезет с какими-то вопросами. А потом довольно быстро меня опять бодрит, и я долго не могу заснуть.

Расскажите немного о планах.

Олег Газманов: Я очень не люблю монотонность: когда ничего нового в творчестве не происходит - это застой и ничего больше. Поэтому я хочу сейчас сделать что-то новое. Может, с какой-то группой, с другими артистами. Сейчас музыка очень сильно продвинулась вперед, но она и очень сильно распылилась на мелкие стили. Тем интереснее будет сделать что-то такое, чего ни у кого нет. И если у меня хватит энергии и творчества на это, было бы здорово.

О малой родине

Ваша малая родина - Калининградская область. Часто там бываете?

Олег Газманов: С тех пор как умерла мама, у меня там, к сожалению, родных не осталось, поэтому приезжать фактически не к кому. Хотя друзей в Калининграде достаточно, и связано, конечно, с этим местом очень многое. Я очень люблю и сам Калининград, и область, и Балтийское море. Все знают, что лучший город на земле - это город детства. Я прожил там 33 года. В Москве - уже 34. Горжусь тем, что являюсь почетным гражданином Калининграда. И, кстати, кто-то мне говорил, что поезда туда приходят под мою мелодию "Балтийский берег".