Им есть что показать коллегам и что обсудить. Хлынувший сегодня на рынок фабричный ширпотреб едва не задушил ручное производство смычковых инструментов. Но как бы ни были совершенны станки, изготовляющие альты и скрипки по новейшим технологиям, они не способны превзойти гения Страдивари.
- Попытки такие были, - говорит Глеб Дроздов, реставратор струнных инструментов Мариинского театра. - Японцы пытались с микронной точностью воплотить все подробности великих скрипок. Увы! "Машинная" никогда не зазвучит так.
Производство скрипки сродни искусству. Утверждать, что "умные станки" вытеснят из музыкального исполнительства инструменты ручной работы все равно, что уверять, будто фотография умертвит живопись. И тем не менее, проблем у российских мастеров скрипкостроения сегодня немало. Подробный разговор о том, как их решать, состоялся за круглым столом "Музыкальные мастера России - между искусством и экономикой", который перед открытием выставки провели ее устроители. Антон Хорин обозначил корневое противоречие: как только мастер начинает погоню за прибылью, чего от каждого из нас сегодня требует рынок, неизменно падает качество.
О том, как падает качество реставрации и ремонта дорогих инструментов с болью говорил и Глеб Дроздов, которому не раз приходилось оживлять погибающие инструменты в периферийных филармониях и театрах. Положение усугубляется еще и тем, что с уходом старых мастеров уходят их секреты, а системы ученичества, передачи накопленного опыта из рук в руки, как того требует искусство, сегодня в России нет. Оно утрачено. В едином реестре профессий нет даже соответствующей специальности.
Понятно, что хорошая скрипка или контрабас не может стоить дешево. Между тем, закупки инструментов в филармониях или музыкальных образовательных учреждениях производятся по тендерам, где главную роль играет вопрос цены. Но мастера скрипкостроения уверены: если бы обучение музыке стало в нашей стране повсеместным, как это происходит во многих странах запада, их искусство нашло бы должный спрос.
Первая государственная коллекция смычковых инструментов была создана в нашей стране в 1919 году. В 1921 был организован ГИМН - государственный институт музыкальной науки. Хранитель коллекции музыкальных инструментов Музея театрального и музыкального искусства Владимир Кошелев подтвердил: открывшаяся выставка - это современная попытка реанимировать ушедшие институции, помочь мастерам скрипкостроения сохранить, развить и приумножить свои достижения.
Пятьдесят один инструмент от 27 российских мастеров представлен на выставке. Среди авторов такие мэтры, как Михаил Горонок (Санкт-Петербург), Александр Злотников (Великий Новгород), Николай Стасов (Москва), Владимир Якименко (Санкт-Петербург). Каждый из них не просто представил экспонат, который "руками не трогать". Наоборот! Любой музыкант может опробовать их произведения в деле. А все желающие - принять участие в мастер-классах, которые проведут художники-реставраторы и изготовители скрипок. К слову, среди их изделий есть уникальные. Например, десятиструнная нюккельхарпа - народный шведский смычковый инструмент, который изготовил Илья Доброхотов. Сам музыкант, он увлекается шведской музыкой.
А старейший мастер Александр Злотников подарил Музею музыки гудок - средневековую русскую скрипку, выполненную им в точном соответствии с археологическими находками Великого Новгорода.
На открытии состоялся праздничный концерт, где публика, прослушав "Серенаду для струнного оркестра" Чайковского в исполнении камерного коллектива "Симфониетта Санкт-Петербурга" под управлением Чингиза Османова, смогла оценить звучание 13 лучших экспонатов.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"