22.03.2019 16:54
    Поделиться

    Грядет десятый, и это не первоапрельская шутка!

    Итак, как ни странно, скоро начнется уже десятый "Дубль дв@": десятилетие промелькнуло, как миг между прошлым и будущим. За этот миг десятилетние стали двадцатилетними, сильно увеличив число наших зрителей - реальных и потенциальных. Фестиваль укоренился, стал популярнее и, как явствует из зрительских отзывов, многие его ждут, стараясь разгрузить предстоящий апрель от прочих важных дел.

    Аркадий Колыбалов

    Он родился весной 2011 года на сайте "Российской газеты" - первый в стране онлайн-кинофестиваль. И снова появился в Сети уже осенью, предложив зрителям конкурс документального кино. С той поры он показал 168 игровых, документальных и анимационных фильмов, а также 6 театральных спектаклей, к которым в этом году для ровного счета добавятся еще 4. Его аудитория превысила отметку в сто тысяч посещений, но вдумаемся: посещение - это когда кто-то зашел на страничку фестиваля, а сколько человек стоит за каждым посещением - не знает никто. Это может быть синефил-одиночка, может - влюбленная пара, может - семья, компания друзей, а были случаи, когда фестивальные фильмы транслировались в малый зал Челябинского Театра драмы, в коворкинги городов Поволжья, в уральский киноклуб, сельскую библиотеку, кинозал в Берлине и в университетские аудитории Варшавы. И таким образом, реальная аудитория фестиваля много больше.

    За эти годы фестиваль открыл широкой публике и не известные ей фильмы, и новые имена. Есть, например, молодая женщина-режиссер, которая, отчаявшись заинтересовать прокатчиков или телевидение своим дебютным фильмом, уже собиралась менять профессию. Но картину показал "Дубль дв@" - и с этого начался стремительный взлет новой звезды нашей режиссуры; теперь она знаменита, востребована, увенчана престижными премиями и любима публикой. "Мы и не знали, что в России снимается такое отличное кино!" - один из лейтмотивов зрительских писем, которые мы получали все эти годы.

    Годы меняли не только фестиваль, но и обстановку, в которой он работает. Когда мы начинали, ситуация в кино была принципиально иной: нам нелегко было заинтересовать режиссеров перспективой показывать фильмы в интернете, где их будут смотреть на маленьких экранах лэптопов или мобильников. С той поры и экраны стали больше, и стало ясно, что именно в интернете не только огромные резервы зрительских аудиторий, но и будущее кино: появились фильмы, снятые для Сети, возникли супергиганты типа Netflix, производящие контент для онлайн-кинотеатров.

    Но это меняет и статус онлайн-фестивалей: кинопроизводители продают права на интернет-показ своих новинок и уже не так легко дают фильмы для бесплатного показа на фестивале. И если вы спросите, почему в программе десятого "Дубль дв@" нет тех или иных сильных картин, ответ один: именно поэтому. К счастью, большинство дистрибьюторов понимают, что участие в интернет-конкурсе популярного кинофорума - великолепная реклама фильма. Потому что за каждым фестивалем потом целый год тянется шлейф слухов о прекрасном кино, о котором почему-то мало кто знает.

    Что вы увидите на этот раз?

    Более подробная программа - уже на фестивальном сайте и в социальных сетях. А пока напомним, что принцип фестиваля "Дубль дв@" - высокое художественное качество в сочетании с ориентацией на широкую публику. Мы хотим представить в конкурсе все жанры и оттенки современного российского кино от комедии до экспериментального фильма, снятого одним кадром, от семейной мелодрамы в классическом стиле до социального гротеска, от дебютов до работ уже известных мастеров.

    Фестиваль считается авторским, но и он руководится коллективным разумом. Так вот, коллективный разум в этом году продиктовал некоторые изменения в его регламенте. Число фильмов несколько уменьшилось: в конкурсе 8 картин полного и 8 - короткого метра. Зато число музыкальных спектаклей увеличилось с двух до четырех - на дворе, напомним, Год театра. Далее. Если прежде каждый фильм был доступен в конкурсном показе в течение 48 часов, то теперь - только в течение суток, с полуночи до полуночи. Программа каждого конкурсного дня включает один полнометражный фильм, один короткометражный и один из четырех театральных спектаклей - и так в течение восьми дней. Затем, пока наше профессиональное жюри подводит итоги, в течение двух дней будут повторяться спектакли - не успевшие их посмотреть зрители могут наверстать упущенное и высказать в форуме свое мнение. Наконец, последний день фестиваля будет отдан премиальному показу фильмов, получивших призы. В какой мере этот новый регламент лучше прежнего, удобен он или нет - мы надеемся узнать из ваших откликов на форуме фестиваля.

    Работают три жюри. Судейскую коллегию конкурса полнометражных игровых фильмов возглавляет режиссер Вадим Абдрашитов ("Остановился поезд", "Плюмбум", "Охота на лис", "Магнитные бури"). В нее вошли также актриса Виктория Толстоганова, продюсер Игорь Толстунов, критик Ольга Галицкая; редакцию "Российской газеты" представляет заместитель главного редактора Ядвига Юферова. Жюри фильмов короткого метра, в прошлые годы представленное студентами-киноведами ВГИКа, на этот раз сформировано из студентов театроведческого и режиссерского факультета ГИТИСа; они же определят и победителя в конкурсе театральных спектаклей. И третье, главное жюри - это сами зрители.

    Каждый фильм и каждый спектакль снабжен аппаратом для зрительского голосования: нажав одну из звездочек под экраном, вы можете поставить увиденному свою оценку по 10-балльной шкале. Понятно, что первая звездочка обозначает низший балл, десятая - высший. Каждая страничка фильма или спектакля снабжена также окошком, в котором вы можете написать свой отзыв или рецензию на конкурс - самые содержательные, как обычно, будут отмечены дипломами и подарками. Итоги зрительского голосования определят лауреата Приза зрительских симпатий, который будет вручен победителю на заключительной церемонии 11 апреля.

    Итак, фестиваль "Дубль дв@" в десятый раз собирает друзей со всего мира у своих экранов. Все просмотры бесплатны и доступны в любой точке земного шара, где есть интернет. Большинство фильмов идут с английскими субтитрами, музыкальные спектакли, увы, - только на русском, хотя музыка, как известно, - язык универсальный. До встречи ровно в полночь с 1 на 2 апреля!

    О фестивале говорят

    Александр Митта, режиссер, лауреат приза "За выдающийся вклад в киноискусство":

    - Кино сегодня и снять-то нелегко, а посмотреть еще труднее - ведь нигде не показывают. В интернете фильмов крутится много, но важно, чтобы была предварительная квалифицированная селекция. А на "Дубль дв@" программа всегда серьезная и хорошо сбалансированная, и она адресована не рафинированным знатокам, а обычному зрителю, каких большинство. Кино, которое разговаривает эмоциями, - вот как можно определить кредо этого фестиваля. Я бы назвал его "Оскаром" по версии "Российской газеты".

    Александр Прошкин, режиссер, лауреат приза "За выдающийся вклад в киноискусство":

    - "Дубль дв@" - один из немногих фестивалей с человеческим лицом: без интриг, без склок, без партий. Это просто живое человеческое дело. И оно чрезвычайно полезно, потому что авторитет "Российской газеты" поддерживает интерес к российскому кинематографу, а возможности интернета бесконечны. Когда говорят, что наше кино "отстойное", это глубочайшая неправда. Я много езжу по городам, и всегда каждый показ заканчивается разговором со зрителями, и всегда люди говорят о том, как им не хватает российского кино.

    Михаил Косырев-Нестеров, режиссер, Гран-при "Дубль дв@" ("Поездка к матери"):

    - Это очень редкая, почти уникальная возможность настоящего общения кинематографистов со зрителями. Бывают, конечно, встречи и на обычных фестивалях, но там они чаще всего превращаются в монолог режиссера. На "Дубль дв@" зрителям предоставлено слово, и они пишут удивительные тексты.

    Владимир Хотиненко, режиссер, Гран-при "Дубль дв@" ("Наследники"):

    - "Дубль дв@" - дело не только интересное, но и чрезвычайно современное. Это еще один очень важный и весьма эффективный способ вернуть интерес публики, который, к сожалению, в последние десятилетия был, мягко говоря, слегка потерян.

    Кстати

    Виртуальный кинотеатр "РГ-XXI" - первое название фестиваля.

    Первый лауреат Приза зрительских симпатий 1-го фестиваля 2011 года - "Не думай про белых обезьян" Юрия Мамина.

    Наши Гран-призеры прошлых лет: "Алиса, Базилио и мама из Калуги" Александра Белобокова, "Дом ветра" Вячеслава Златопольского, "Бездельники" Андрея Зайцева, "Темное царство" Олега Бабицкого и Юрия Гольдина, "Частное пионерское" Александра Карпиловского, "Класс коррекции" Ивана Твердовского, "Наследники" Владимира Хотиненко, "Поездка к матери" Михаила Косырева-Нестерова, "Мой лучший друг" Элины Суни.

    Афиша фестиваля "Дубль дв@"

    2 апреля

    "Вечная жизнь Александра Христофорова". Комедия. Режиссер Евгений Шелякин.

    "Вольный ветер мечты". Джаз-фантазия на музыку Исаака Дунаевского. Спектакль Московского театра оперетты.

    Короткий метр: "Вода в руке". Драма. Режиссер Александра Сашнева.

    3 апреля

    "После тебя". Драма. Режиссер Анна Матисон.

    "Вольный ветер мечты". Джаз-фантазия. Спектакль Московского театра оперетты.

    Короткий метр: "Русиано". Комедия. Режиссер Андрей Булатов.

    4 апреля

    "Свидетели". Драма. Режиссер Константин Фам.

    "Восемь любящих женщин". Мюзикл Александра Журбина. Спектакль Новосибирского музыкального театра.

    Короткий метр: "Последний лист". Драма по О`Генри. Режиссер Екатерина Уварова.

    5 апреля

    "Как я стал...". Драма. Режиссер Павел Мирзоев.

    "Восемь любящих женщин". Спектакль Новосибирского музыкального театра.

    Короткий метр: "Яков в снегах". Драма. Режиссер Дмитрий Орлов.

    6 апреля

    "Мастерская". Драма. Режиссер Владимир Алеников.

    "Мертвые души". Лайт-опера Александра Пантыкина по Гоголю. Спектакль Свердловского академического театра музыкальной комедии.

    Короткий метр: "Весна". Комедия. Режиссер Наталия Кончаловская.

    7 апреля

    "Подбросы". Драма. Режиссер Иван И. Твердовский.

    "Мертвые души". Спектакль Свердловской музкомедии.

    Короткий метр: "Воротничок". Драма. Режиссер Виктория Рунцова.

    8 апреля

    "Не чужие". Драма. Режиссер Вера Глаголева.

    "Алые паруса". Мюзикл Максима Дунаевского по мотивам Александра Грина. Спектакль компании "Русский мюзикл".

    Короткий метр: "Успех". Комедия. Режиссер Валентин Сунцов.

    9 апреля

    "Лес". Драма. Режиссер Роман Жигалов.

    "Алые паруса". Мюзикл Максима Дунаевского.

    Короткий метр: "Неслучайность-ти". Этюд. Режиссер Владимир Кветной.

    10-11 апреля

    "Вольный ветер мечты". Спектакль Московского театра оперетты.

    "Мертвые души". Спектакль Свердловской музкомедии.

    "Восемь любящих женщин". Спектакль Новосибирского музыкального театра.

    "Алые паруса". Спектакль компании "Русский мюзикл".

    12 апреля

    Премиальный показ фильмов-лауреатов.

    Как смотреть фестиваль?

    Ровно в полночь с 1 на 2 апреля в мировой Сети начнется показ первых двух фильмов и одного спектакля конкурсной программы Х онлайн-фестиваля "Дубль дв@". Это комедия Евгения Шелякина "Вечная жизнь Александра Христофорова", короткометражная драма Александры Сашневой "Вода в руке" и спектакль-ревю Московского театра оперетты на музыку Исаака Дунаевского "Вольный ветер мечты". Это фестиваль интерактивный, и ваши возможности не ограничиваются его бесплатным просмотром в любое удобное для вас время в любой точке земного шара.

    1. Вы можете выразить свое отношение к увиденному, поставив оценку по десятибалльной шкале. Ваши оценки интересны не только создателям фильма (спектакля), которые все эти дни будут с волнением следить за ходом конкурса, - это еще и ваш голос за будущего лауреата Приза зрительских симпатий.

    2. Вы можете написать свой отзыв подробнее в жанре мини-рецензии. Это можно сделать в специальном окне - писать непосредственно там или вставить уже написанное и скопированное из других программ - Word, "Блокнот" и т.п. Не тревожьтесь, если посланный текст не сразу появится на форуме фестиваля - естественно, сначала его прочитают модераторы. По правилам нашего форума, да и по действующим в стране законам, в Сети не допускаются выражения нецензурные или оскорбительные для авторов и читателей. Будьте корректны в лексике, а суждения могут быть любыми.

    3. Вы можете выигрывать призы фестиваля самым активным авторам самых содержательных и аргументированных рецензий. Лауреатов определит жюри из журналистов "РГ".

    Отзывы и рецензии можно писать на любом языке. Подписывайтесь как считаете нужным - реальными именами и фамилиями или псевдонимами, никами. Но крайне желательно в этих отзывах сообщать, из какого вы города (страны) и сколько человек смотрели фильм (спектакль) вместе с вами. Ведь наши компьютеры фиксируют только число посещений, а сколько зрителей стоит (сидит, лежит) за каждым посещением, мы не знаем. А хотелось бы представлять реальное число зрителей фестиваля хотя бы приблизительно.

    И наконец, о времени показа. Пользуйтесь фестивалем, как своим проигрывателем: смотрите, когда удобнее, можете прервать просмотр или повторить эпизод. Но каждую полночь с последним ударом часов программа будет меняться. Это не значит, что если вы начнете просмотр около полуночи, то карета может превратиться в тыкву - нет, ваш персональный показ не прервут, и вы досмотрите фильм до конца.

    Поделиться