Дальше в списке популярных машин идут Nissan, Toyota, Volkswagen, Hyundai и Kia. "При этом более 70 процентов автопарка в столице - машины класса Евро-4 и выше, - рассказал "РГ" заместитель генерального директора "РАМК" Андрей Барсуков. С другой стороны, продолжает он, средний возраст машин в столице перевалил за 10 лет. Вывод - горожане стали реже менять автомобили. "Скорее всего, это связано с тем, что такси стало доступнее, - говорит наш собеседник. - Удобнее пользоваться общественным транспортом. Кроме того, активно пропагандируется каршеринг".
Расходы москвичей на машины - гораздо выше, чем у других россиян. Связано это с тем, что авто надо куда-то "приткнуть". Парковки платные, во дворах тесно, крытые паркинги и гаражи - дороговаты. По расчетам "РАМК", постоянная аренда гаража или машиноместа в год обойдется в среднем в 45 тысяч рублей. И еще 2 тысячи уйдет на платную парковку. А в общей сложности годовые расходы бедняги-автолюбителя-москвича составляют 120 тысяч рублей. Это если машина бюджетная.
Как видно, значительная часть расходов приходится именно на парковку или гараж. С другой стороны, бокс для столичного мужика - не просто хранилище "железа", но еще и место для досуга или даже небольшого бизнеса.
Автолюбители в ГСК образуют самые настоящие городки со своей жизнью. Как рассказали "РГ" в префектуре Северо-Восточного административного округа (там гаражных массивов - несметные тысячи "квадратов"), первые же рейды Роспотребнадзора и властей это подтвердили. В большинстве случаев небольшой бокс на 20 "квадратов" превращается в огромный ангар. Проверяющие рассказывали, что им встречались гаражи, площадь которых достигала 120 кв. м. Естественно, использовались они не для хранения машин, а для нелегального бизнеса. Отапливались все гаражи одинаковой кустарной системой, где используется открытый огонь. А рядом с ним - баллоны с газом... По многим адресам хозяева боксов сооружали второй этаж. Это нужно, что бы установить подъемник для машины. Или второй ярус используется как жилая комната.
Корреспондент "РГ" побывал в одном из таких "городков" в Свиблове: на огороженной территории кооператива оказалась настоящая промзона с автокладбищем и даже небольшим коттеджем для рабочих. Среди металлических гаражей построили и бетонные сооружения.
После рейдов по гаражным автосервисам власти проверяют, есть ли у хозяев боксов документы на перестройку, оформлены ли они как ИП и так далее. В большинстве случаев оказывается, что автосервисы нелегальны. Тогда комиссия по самострою выносит решение о сносе. И если владельцы сами не разбирают разросшиеся боксы, приходится пригонять спецтехнику. Но в большинстве случаев, подчеркивают в префектуре, люди сами помогают разбирать свой самострой. Недавние пожары напугали многих гаражных бизнесменов.
"Вполне понятно желание граждан использовать гараж более практично и выгодно, но и закон соблюдать необходимо, - прокомментировала кампанию председатель коллегии адвокатов "Бурцева, Агасиева и партнеры" Светлана Бурцева. - Бывает, что цель надстройки гаража безобидна. Например, владелец делает помещение для колес, дисков, шин. Можно попытаться в судебном порядке отстоять права на такую пристройку. Но в любом случае надстройка, возведенная без получения соответствующего разрешения, с юридической точки зрения обладает признаками самовольного строения".
Однако это не означает, что Москва останется без гаражных автосервисов. Власти города поддерживают такой формат, если предприниматель соблюдает закон. Например, недавно в Царицыне бизнесмен Леван Габричидзе арендовал на аукционе городской земельный участок, где как раз планирует строить гаражный комплекс. "Это будет многофункциональный центр с паркингом, магазином запчастей, шиномонтажом, автомойкой и придорожным кафе, - поделился своим проектом Габричидзе. - Функциональное назначение участка удачное - рядом находится городской паркинг, от этого соседства надеемся получать эффект".