Театр "Урал Опера Балет" показал в конкурсе "Золотой маски" помолодевшую "Пахиту"

Молодая, но уже обросшая легендами екатеринбургская "Пахита" добралась до Москвы: театр "Урал Опера Балет" показал создание Сергея Вихарева и Славы Самодурова на конкурсе "Золотая маска".
Елена Лехова

Совершенно очевидно: это этапное событие в истории русского балетного театра. Хореография двухсотлетнего Петипа, когда-то сражавшая смелостью, сегодня выглядит восхитительным, но музеем, где аромат тлена - элемент неизбежный и, пожалуй, необходимый.

Сергей Вихарев в содружестве с Павлом Гершензоном - критиком, теоретиком и практиком балетного театра - предпринял попытки не дотошной реставрации музейных экспонатов, а их творческого переосмысления, перерождения во что-то более современное и новое - подобно тому, как из кокона вылупливается бабочка, сохранившая с ним генетическое родство, но создание принципиально другое.

Это было похоже на ювелирный шедевр, добытый с морского дна

Попытки не были поддержаны на родине шедевров в Петербурге и стали реальностью в Екатеринбурге.

Первым успешным опытом стала "Тщетная предосторожность" - спектакль редкостно свежий, яркий и талантливый, демонстрировавший стремительный рост молодой труппы, доставивший наслаждение и гостям екатеринбургского театра, и зрителям "Золотой маски". Он тогда не получил адекватной оценки жюри, говорят, из-за ревности бывшей балетной звезды, когда-то танцевавшей одну из хрестоматийных партий и потому "отклонения от нормы" решительно не принявшей.

Авторы новой "Пахиты" предложили еще более радикальные трансформации 170-летнего оригинала: почти не отступая от "буквы" пластически совершенной "мыльной оперы", они перевели либретто в ироническую тональность. В основе классического варианта, как известно, новелла Сервантеса "Цыганочка" о похищенной аристократке, не ведающей о своем происхождении. Мелодраматическая история прекрасно вписывалась в эстетику пантомимического балета, переживавшего пик своей популярности, а чуть позже - и в эстетику только народившегося немого кинематографа, тоже склонного к эффектной позе, заламыванию рук и преувеличенно выразительной актерской мимике. Это качество хореографии Петипа и было остроумно использовано Вихаревым и Самодуровым, перенесших самую динамичную, но чисто повествовательную часть действия - а именно второй акт - в антураж немого фильма в духе немецкого экспрессионизма. С тапером в углу сцены, перекошенными черно-белыми декорациями и титрами, передающими экспрессивные диалоги действующих лиц.

Этот второй акт действует подобно ушату холодной воды на зрителей, уже убаюканных прелестной, не сулящей сюрпризов старомодностью первого акта - с прозрачной графикой тонким пером выписанных декораций.

И вдруг - эти волшебные превращения персонажей, легко перепорхнувших из времен плаща и шпаги в век мерцающих теней на экране, с Пахитой в кабаретной черной юбочке и со стрижкой под типовую киношную "вамп", с бандой, которая является из немецкого der kamin, и ядом в бокале французского вина.

Развязка истории случится уже в наши дни в артистическом буфете, где свободные от сцены артисты сгрудились перед телевизором с хоккейным матчем, а исполнители главных ролей, уже в партикулярных костюмах, завершают выяснение отношений. Все это увенчается, естественно, шикарным Гран-па, скорее "парижским", чем "испанистым". Труппа екатеринбургского балета покоряет публику четкими линиями и эффектными зависами, образуя единство музыки, цветовых гамм и перетекающих друг в друга калейдоскопичных картин с оттенком авторского лукавства. Одним из главных источников здесь стала транскрипция музыки Минкуса и Дельдевеза, предложенная Юрием Красавиным. Это было похоже на дивной красоты ювелирный шедевр, добытый с морского дна, тщательно очищенный от ракушек, наростов и гармонично встроенный в современный контекст.

Отдельные комплименты - звездам этого вечера. Мики Нисигути - японская прима екатеринбургской труппы, Алексей Селиверстов и Глеб Сагеев явили не только уверенную танцевальную технику, но и незаурядные способности к актерским перевоплощениям: "немая фильма" в их исполнении сделала бы честь кинематографу времен Веры Холодной и Ивана Мозжухина.

Праздник дополнила дивная стилевая эклектика трех эпох, талантливо утрамбованных в один вечер художниками Альоной Пикаловой (сценография), Еленой Зайцевой (коcтюмы) и Александром Наумовым (свет).