В такой обстановке Большой театр пять дней выступал в крупнейших концертных залах в Тулузе и в Париже. На гастроли выехала оперная труппа, хор и оркестр под управлением Тугана Сохиева. На всех концертах - аншлаги, тысячи слушателей. На афишах - популярнейшая во Франции "Пиковая дама" Чайковского и практически неизвестная там "Псковитянка" Римского-Корсакова, сочинения Сергея Рахманинова, Александра Бородина, русская духовная музыка, песни советских лет.
Это не первый визит оперного коллектива Большого театра в Парижскую филармонию. Два года назад труппа открыла Парижу "Орлеанскую деву" Петра Чайковского, оперу, которую здесь не знали. Событие тогда вызвало настоящий фурор: в титуле партитуры Чайковского имя национальной героини Франции Жанны Д’Арк. По словам президента Парижской филармонии Лорана Байля, "восторг парижской публики был такой, что мы почувствовали себя обязанными продолжить наше сотрудничество". На этот раз Большой театр привез в Париж уже две программы русской музыки.
Но прежде труппа выступила в Тулузе, в крупном городе на юге Франции, где Туган Сохиев уже более десяти лет руководит Национальным оркестром Капитолия Тулузы (фр. Orchestre national du Capitole de Toulouse). Когда-то этот французский коллектив, созданный при оперном театре почти 200 лет назад, работал в здании Капитолия (Ратуши), но с 1974 года резиденцией оркестра стал огромный зал Зернового рынка (La Halle aux Grains), расположенный в одном из интереснейших исторических зданий города. В этом зале на 2500 мест Большой театр выступил на первом фестивале "Франко-русские музыкальные сезоны" (Les Musicales franco-russes). Беспрецедентный для последних лет совместный культурный проект появился в Тулузе по инициативе Тугана Сохиева. Патроном фестиваля стал президент Франции Эмманюэль Макрон.
Туган Сохиев рассказывает:
- Многие годы я работаю в Тулузе и, конечно, стараюсь привнести в музыкальную жизнь города что-то русское. Оркестр Капитолия Тулузы славился тем, что играл и записывал много французской музыки со своим выдающимся маэстро Мишелем Плассоном. Но мы расширили репертуар и оказалось, что русская музыка замечательно получается у музыкантов: коллектив уже сегодня стал одним из лучших "русских" европейских оркестров. Сам я как дирижер нахожусь в уникальной ситуации: у меня есть симфонический оркестр во Франции и великий Большой театр с его огромным оперным репертуаром. Именно театральное великолепие Большого театра, его возможности осуществлять колоссальные творческие задачи, его талантливые артисты навели меня на мысль сделать что-то совместное в Тулузе. И я решил обратиться в комитет "Трианонского диалога", созданного, как известно, в 2017 году в Версале во время переговоров российского и французского президентов. В этом ведь и есть цель этого "Диалога” - помогать совместным проектам, от экономических и научных до культурных. Моя идея фестиваля в Тулузе была поддержана сразу, и президент Франции Эммануэль Макрон стал нашим патроном.
В этом году на открытии фестиваля выступил Национальный оркестр Капитолия, исполнивший "Осуждение Фауста" Гектора Берлиоза, а Большой театр завершил фестиваль. На всех его выступлениях в зале La Halle aux Grains - аншлаг.
Отдельный концерт спел хор театра, исполнивший фрагменты "Всенощного бдения" Рахманинова и "Литургии Иоанна Златоуста" Чайковского, сочинения Чеснокова, Архангельского, Гречанинова, хоры из музыки Свиридова к трагедии Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович", романсы, песни, украинскую рождественскую песню "Щедрик". Зал устроил хору стоячую овацию, не отпуская артистов со сцены и требуя "бисов".
На следующий день общенациональный музыкальный радиоканал France Musique записал "Пиковую даму" Чайковского в исполнении Большого театра, а в завершающий вечер транслировал "Псковитянку" Римского-Корсакова.
Туган Сохиев объясняет:
- Фестиваль в Тулузе подразумевает укрепление наших культурных связей, но они никогда и не прекращались. В России всегда был интерес ко всему французскому, а у французов - к русскому искусству. Французские оркестры исполняют много русской музыки, здесь хорошо знакомы с русской литературой, Тургенева вообще считают чуть ли не своим. Поэтому для Большого театра важно здесь не просто хорошо выступить и исполнить известные сочинения, а выполнить еще какую-то просветительскую миссию, открыть что-то новое французам. Именно поэтому мы в прошлый раз привезли "Орлеанскую деву" Чайковского. Великий Чайковский боготворил Жанну д’Арк, в юности даже посвящал ей стихи, на столе у него стояла статуэтка Жанны. Мы тогда открыли французам его оперу, а сейчас привезли малоизвестные здесь "Псковитянку" Римского-Корсакова и кантату Рахманинова "Весна".
Оперу Римского-Корсакова Большой театр исполнил дважды: сначала в Тулузе, а на следующий день в Париже. Эта музыка не звучала здесь 110 лет, с тех пор, как ее представил в театре Шатле Сергей Дягилев в "Русских сезонах". Партию Ивана Грозного тогда пел Федор Шаляпин. В оркестре играли французы и 44 музыканта из Большого театра. По факту, это были первые в истории гастроли оркестра Большого театра. Хор тоже приехал из Москвы (выдающийся коллектив под руководством Ульриха Авранека был постоянным участником "Русских сезонов"). И это символично, что именно Большой театр вновь представил в Париже забытую оперу Римского-Корсакова (здесь со времен Дягилева ее называют "Иван Грозный").
Нынешние гастроли проходили на сцене Парижской филармонии - в уникальном мультикомплексе, появившемся пять лет назад в 19-м округе, на окраине Парижа. Построить в одном из самых неблагополучных районов столицы большой концертный зал на 2400 мест было идеей Пьера Булеза - крупнейшего французского композитора-авангардиста и дирижера. Казалось, таким способом удастся быстро оживить культурную среду в социально убитом районе. Но… когда начиналось строительство этого зала в 2005 году, никто не предполагал, что окраинные районы Парижа через несколько лет окажутся населенными не французами, а мигрантами - выходцами из Африки и арабских стран, которых мало интересует афиша филармонии.
И все-таки идея нового зала не провалилась. Эта концертная площадка уже признана в музыкальном мире одной из самых лучших по акустике и архитектуре, позволяющей даже в самой дальней точке зала оставаться достаточно приближенным к сцене - благодаря текучей "плазменной" форме зрительного зала, который окружает сцену со всех сторон: оркестр и певцы звучат здесь как на ладони.
Президент Парижской филармонии Лоран Байль рассказал о том, как строится работа этого музыкального центра и чем он отличается от других парижских залов:
- Классическая музыка во Франции живет за счет госсредств, доходов от продажи билетов и меценатских вкладов. Проблема в том, что сегодня сложно оправдывать государственные вложения: публика, которую привлекают концерты классической музыки, становится все более пожилой и состоит в основном из людей обеспеченных. Такая проблема существует во всем мире, и сегодня идут серьезные дискуссии о том, какое будущее ждет классическую музыку, куда она придет, скажем, к 2050 году. Для меня единственный способ ответить на этот вопрос - это объединить поколения пожилых и молодых, все социальные группы, предложить детям из бедных районов какие-то оригинальные формы, чтобы они открыли для себя мир музыки. Парижская филармония создает разные программы, организует большие концерты, приглашает знаменитые оркестры мира. И к нам сюда, на окраину, приезжают даже люди из привилегированного класса, помогают нам финансово: с их помощью, например, создан детский оркестр. По выходным мы устраиваем специальные тематические программы. Тема нынешнего уикенда - Москва. В другой раз могут быть Индия, Япония, Африка, джаз или старинная музыка.
Так совпало, что уикенд "Москва" проходил в Париже не в самой благоприятной для концертной жизни атмосфере. Суббота - день протестных выступлений "желтых жилетов", серьезно парализующих жизнь города. Станции метро в центральной части Парижа перекрываются уже с утра в районе Елисейских Полей, Тюильри, Оперы Гарнье - колонны фургонов и машин, плотные кордоны полицейских со щитами. Туристы на улицах легко могут стать жертвой агрессивной толпы. Сами парижане укрываются в квартирах с закрытыми ставнями. Привычная жизнь кипит только на окраинах и в районе Монмартра - Сент-Шапель, заполненных толпами мигрантов.
В день, когда Большой театр выступал в Париже, яростные протесты "жилетов" достигли апогея - манифестанты, продвигавшиеся многотысячной толпой по Елисейским Полям, громили витрины и грабили на своем пути дорогие бутики, газетные киоски, автомобили, подожгли ресторан "Фуке" (Fouquet’s). Улицы тонули в клубах дыма и слезоточивого газа.
Туган Сохиев, отель которого оказался в эпицентре событий, весь день не мог покинуть номер, спасаясь, как и все блокированные в отеле, мокрыми платками от дыма.
- Коллектив утром в субботу успел вовремя улететь из Тулузы, потому что там происходит то же самое и улицы перекрываются. "Желтые жилеты" - во всех крупных городах. Французы эмоциональны, иногда даже чересчур, поэтому громят все подряд. Это страшно.
По словам президента Парижской филармонии Лорана Байля, "желтые жилеты" отражают тот конфликт, который существует между двумя мирами: миром больших городов, центров культуры и цивилизации - и миром маленьких безвестных городков, находящихся на обочине мировой цивилизации.
- Главная проблема в том, что в этом движении большей частью люди, которые далеки от концертных залов: все то, что мы представляем, для них - чужой мир. В маленьких городах обустраивают больницы, иногда школы - высокая культура от них далеко. Это сказывается на характере движения "желтых жилетов". А ведь по всему миру движение растет на глазах. Мировые конфликты, мировая миграция, которые пугают часть общества, что не может не тревожить. Это серьезная угроза для будущего демократии.
Между тем возникал даже вопрос - отразится ли ситуация в городе на выступлениях Большого театра? Сможет ли публика добраться в 19-й округ на концерт? К удивлению, филармонический зал оказался переполнен: аншлаг. А опера о царе Иване Грозном прозвучала так захватывающе, что во время исполнения в зале от напряжения не раздалось ни единого хлопка. Возможно, сюжет из русской истории о выступлении псковской вольницы, которую подавляет царь, был в чем-то созвучен ситуации в современном Париже с его атмосферой напряжения и опасности.
Туган Сохиев уже дважды исполнял эту оперу на сцене Большого театра, и акценты его интерпретации известны: неспешное, эпическое раскручивание музыкальной драматургии с ее протяжной красотой русских тем и мрачной атмосферой эпохи Ивана Грозного. Оркестр Большого звучал впечатляюще: с красивой выделкой деталей, с волнующим, глубоким звуком струнных, с тревожным пульсом набата, словно "тлеющего" внутри оркестровой ткани.
Музыка этой оперы звучала приближенно к "Борису Годунову" Мусоргского. Чем-то близок царю Борису был и Иван Грозный в исполнении Станислава Трофимова: крупный по звуку, с резкими сменами настроения, ернический, умный, временами даже лирический. Динара Алиева в партии псковской Ольги окутывала красивым протяжным звуком, создавая образ кроткий и одновременно эмоциональный, завораживающий. На высоте были и другие солисты - взрывной, яростный Туча (Олег Долгов), хитрый мудрец князь Токмаков (Денис Макаров), неуравновешенный боярин Матута (Иван Максимейко) и другие. Хор Большого театра - в сто человек - звучал монолитно, как голос вольницы и государственной силы одновременно, мощно и сокровенно, а в финале на словах: "Люди русские, люди псковские, позабудемьте распрю старую" - просветленно, будто заповедь из глубины веков.
После этого исполнения президент филармонии Лоран Байль сказал:
- Большой театр привез произведение, абсолютно неизвестное в Париже и во Франции. И то, как зрители реагировали, как зал был эмоционально захвачен, как, затаив дыхание, слушал оперу в полнейшей тишине, а в конце взорвался аплодисментами, - говорит о потрясающей работе солистов, хора, оркестра и феноменальном дирижировании Тугана Сохиева. Без такой интерпретации не было бы и такой реакции зрителей. Ведь даже когда самые великие и известные произведения исполняются средне, всегда чувствуется определенная фрустрация в зале.
Для самого Сохиева в этой опере важны были и человеческая история, и параллели с "Борисом Годуновым", поскольку эти партитуры сочинялись одновременно, и композиторы играли их друг другу.
- Что касается восприятия, то, как мне кажется, французы тонко чувствуют, что в их жизни происходит что-то не то, и возможно смыслы, заложенные в этой опере, в ее тексте, когда Иван Грозный говорит: как мне управиться с государством, как оградить его броней закона? - перекликаются здесь с общим настроением. Но для меня на этих гастролях было важно также представить оркестр Большого театра как симфонический коллектив, выйти на сцену с масштабной программой. Мы выбрали для Парижа сочинения Рахманинова - его Вторую симфонию и кантату "Весна".
Концертом под названием "Русская весна" Большой театр завершал гастроли в Париже. Кроме Рахманинова оркестр исполнил эффектные "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь". Любопытно, что у этой программы тоже обнаружились исторические связи с Парижем.
В частности, "Половецкие пляски" были впервые показаны в Париже в театре Шатле в тот же год, что и "Псковитянка" (1909) в "Русских сезонах" Дягилева. И тогда эти дикие варварские танцы в хореографии Михаила Фокина, вихрь прыжков и вращений лучников потрясли парижскую публику. То же самое было и на этот раз, пусть и в концертном исполнении - ритмический напор танцев, мощь хоровых "тутти", воздушные, вьющиеся соло деревянных. В рахманиновских шедеврах на первый план вышла пронзительная красота, широкое, просторное дыхание рахманиновского мелодизма, загадочно тонущего в зыбких оркестровых сфумато и гулах литавр. Сохиев не нагнетал драматизм, а словно гипнотизировал "невыносимой красотой бытия”, навеянной Рахманинову русской природой.
И еще одна обнаружившаяся параллель: в 1907 году сам Рахманинов дирижировал "Весной" в Париже в Гранд-опера в первом французском проекте Дягилева "Русские исторические концерты". С тех пор эта партитура здесь не звучала. Большой театр, по сути, представил ее новую премьеру.
Об этом говорит гендиректор Большого театра Владимир Урин:
- Наша главная задача - играть во время таких гастролей великую русскую музыку, особенно ту, которая звучит не часто. Вторая задача - исполнять именно то, что является нашей повседневной жизнью: "Орлеанскую деву", "Псковитянку" мы делали не для Парижа, а для Москвы, программа "Русская весна" у нас тоже звучала в Концертном зале имени Чайковского. Важно, что оркестр Большого театра делает все больше симфонических программ, серьезно продумывая их. И мы уже договорились о следующих гастролях во Францию: повезем "Мазепу" Чайковского и кантату Сергея Прокофьева "Александр Невский".
"Политика - это политика, - заметил Туган Сохиев. - Она делается людьми, но она должна прежде всего делаться для людей. Мы свой фестиваль делаем для людей и не хотим, чтобы понимание и дружеские связи между нашими народами были нарушены".
Большой театр в сезоне 2020/2021 выступит на сцене Парижской филармонии и в Тулузе на втором фестивале "Франко-русские музыкальные сезоны". Уже в этом году фестиваль смог сформировать программу в мультиформате: к фестивалю подключился крупнейший во Франции кинофонд Тулузы, имеющий уникальную коллекцию российских фильмов.
В La Halle aux Grains показали шедевр советского авнгарда - фильм "Новый Вавилон” (1929) Григория Козинцева и Леонида Трауберга о Парижской Коммуне. Музыку Дмитрия Шостаковича, написанную к этому фильму, в живом режиме исполнял Национальный оркестр Капитолия Тулузы.
Все книжные магазины в Тулузе собрали для фестиваля стенды русской литературы (среди которых были даже книги Ленина и Бакунина), историки провели конференции, посвященные Петру Великому и династии Романовых, Большому театру и событиям русской оперы.
Газета La Depeche:
"Активно присутствовавшей на "Les Musicales Franco-Russe" не хватает превосходных эпитетов, чтобы описать, каким получился первый фестиваль, задуманный Туганом Сохиевым, поддержанный Жан-Люком Муденком и очень дружной командой под руководством Тьерри Аргубе…"
"С Туганом Сохиевым я открыла для себя русскую музыку. Раньше я предпочитала итальянских музыкантов",- говорит Анн-Мари, обладатель абонемента программы "Великие исполнители". В четверг вечером в Зале Зернового рынка восторг публики вызвала опера Чайковского "Пиковая дама". На сцене певцы и музыканты Большого театра России…".
Газета Le Figaro:
"Только что прожитая нами насыщенная симфоническими концертами неделя обнажила четыре стороны дирижерского искусства. Музыкальный руководитель с гордостью демонстрирует, на что способные его войска: вот Туган Сохиев с оркестром и хором московского Большого театра, которым он возвращает блеск, утраченный в последние 25 лет к выгоде Мариинского театра в Санкт-Петербурге. В редко исполняемой кантате Рахманинова "Весна", как и в "Половецких плясках" из "Князя Игоря" Бородина, мы наслаждаемся плотным и щедрым звуком, вылепленным из оркестровой глины красноречием, очень русским по звуку, в отличие от слишком вестернизированных коллег из Санкт-Петербурга. Это более чем впечатляет".
Портал Culture 31:
"Эти три дня, проведенные под огнем Большого театра России, могут лишь поднять на высшую ступень того, кто с 2014 года является его музыкальным руководителем - Тугана Сохиева. В 2015 году он уже привозил сюда эту труппу с оперой Чайковского "Орлеанская дева". Нынешняя "трилогия" московского коллектива, к воплощению которой он стремился, обречена на успех! И требует обрамления в виде "Les Musicales Franco-Russe", так что - сезон II!"