"Черные лесорубы" давно уже стали для российских лесов хуже всякого короеда, который, кажется, физически не способен уничтожить столько леса, сколько его погибает при незаконной рубке. Впрочем, короед является отличным прикрытием, когда под видом санитарной рубки вырубается даже кедр, который вообще-то рубить запрещено.
Причем, если санитарная рубка предполагает очистку территории от больных деревьев, освобождение ее для воспроизводства леса, то результаты незаконных рубок прямо противоположны. Здоровая древесина вывозится - ее ждут в Китае, Финляндии, других странах, а остаются валежник и больные и зараженные деревья. То есть здорового леса после такого хищнического лесопользования по определению быть не может.
В нелегальном обороте древесины погрязли и лесорубы, и чиновники, и разного рода правоохранители. Преодолеть эту порочную систему и должны меры, которые обсуждались недавно на заседании комиссии под руководством заместителя Председателя Правительства Алексея Гордеева.
Рослесхоз, между прочим, давно требует от местных властей активно вмешиваться и следить за незаконной рубкой. Сейчас эти полномочия находятся на уровне региональных чиновников, которым часто все равно, кому и какой лес продавать. Не менее важно "подрубить" экономические стимулы контрабанды леса. Ведь пока угроза понести ответственность за незаконную вырубку с лихвой покрывается расчетами дельцов получить прибыль от продажи древесины за рубеж.
Что предстоит сделать для наведения порядка в отрасли. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик рассказал на заседании комиссии о подготовке ряда законопроектов о передаче на федеральный уровень всего комплекса работ по лесоустройству, разделению понятий "лесная охрана" и "федеральный государственный лесной надзор".
Он также коснулся проблем закрепления социальных гарантий государственных лесных инспекторов и расширения их полномочий, включая наделение правом останавливать в лесу лесозаготовительную технику и лесовозы.
Один из разрабатываемых законопроектов коснется обязанности граждан, находящихся в лесу с техникой и оборудованием, предназначенными для рубки, иметь при себе документы, подтверждающие право на использование лесов. При отсутствии такого разрешения технику могут и арестовать. Однако предлагается в 10 раз снизить порог стоимости незаконно реализуемой древесины (с 1 млн до 100 тыс), с которого наступает уголовная ответственность.
Главной же мерой, которая должна закрыть границу для незаконно вырубленного леса, должна стать именно биржевая торговля древесиной. Биржа будет гарантировать, что товар имеет легальное происхождение, тогда как таможне остается лишь проверить соответствие товара экспортера реально закупленному объему. Этими же законодательными инициативами предусмотрено устранение лишних административных барьеров при оформлении сделок, которые порождают нездоровый интерес к нелегальному лесу у разного рода контролеров.
В рамках пилотного проекта данные меры уже были опробованы в семи регионах России - Иркутской, Новгородской, Кировской областях, Пермском и Красноярском краях, Удмуртской Республике и Республике Бурятия. А в ближайшее время к электронным торгам древесиной присоединятся еще пять субъектов РФ.
Как отметил Иван Валентик, по данным Рослесхоза, в 2018 году на электронной площадке было реализовано более 600 сделок с общим объемом древесины около 1,2 млн кубометров на сумму более 750 млн рублей.
По мнению Алексея Гордеева, механизм электронных торгов будет способствовать скорейшей реализации плана по противодействию незаконному обороту древесины. Кроме того, вице-премьер подчеркнул, что, в первую очередь, биржевые торги позволят насытить лесной продукцией внутренний рынок, и предложил использовать биржевой механизм в качестве единственной площадки для продажи определенных товарных групп на экспорт. После проработки этого вопроса Федеральной антимонопольной службой совместно с Минпромторгом России и Рослесхозом законопроекты поступят на рассмотрение Госдумы.