"С 2014 года доля российских компаний выросла с 24 до 30 процентов, а если говорить про дженериковый сегмент рынка, то доля выросла с 29,4 до 41,4 процента. Это серьезные цифры, которые свидетельствуют о том, что импортозамещение и локализация в фармотрасли работают. В России создаются новые фармпроизводства, компании расширяют продуктовый портфель, иностранные инвесторы заинтересованы в укреплении своих позиций в РФ", - прокомментировал результаты исследования управляющий партнер Novus Capital Александр Лобаков.
На российском фармрынке также работают предприятия из Европы, США, Азии и Израиля. Лидером среди зарубежных стран по итогам 2018 года стала Германия. Немецкие компании реализовали в РФ 13 процентов общего объема фармтоваров. На втором месте компании из США с 12 процентами рынка. Далее следуют французские и английские производители лекарств (по 6%). Более скромную долю на российском фармрынке занимают Индия, Нидерланды, Италия и некоторые другие страны.
Объем импорта лекарств в 2018 году составил 650 миллиардов рублей. В его структуре преобладали оригинальные препараты. Среди них медикаменты для пищеварительного тракта и обмена веществ (17,3%), противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (12,3%).
По словам Александра Лобакова, доля отечественных фармкомпаний на российском рынке продолжит расти ввиду их большей мобильности в вопросах регистрации новых препаратов, активного участия в расширении продуктового портфеля через сделки M&A (слияния и поглощения) и растущего денежного потока от общего укрепления бизнеса. По мнению Алексея Серебряного, зампреда комитета по здравоохранению Московского отделения "ОПОРЫ России", необходимо стимулировать разработку лекарств российскими фармкомпаниями: "В этом основа будущего успеха. Поскольку это очень длительный и капиталоемкий процесс, необходимы меры финансового стимулирования. А пока собственных разработок мало, нужно продолжать локализовывать производство импортных лекарств".
Аптечный сегмент также активно консолидируется как через рост лидеров, так и через сделки M&A. Аптечные организации в последние 2-3 года существенно усилили свои переговорческие позиции и в некоторых случаях способны диктовать условия торговли производителям. Один из немногих способов для производителей исправить ситуацию - наращивать бизнес через расширение продуктового портфеля посредством регистрации или приобретения новых препаратов в сделках M&A.