Основную поддержку рынку в прошлом году оказали сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга. Первый замедлил рост из-за отсутствия крупных сделок в четвертом квартале 2018 года, однако все равно вырос значительно (59 процентов вместо 111 по итогам 2017 года). Доля лизинга железнодорожной техники в совокупном объеме нового бизнеса увеличилась до 26,3 процента.
Автолизинг также в лидерах по темпам роста нового бизнеса: грузовой сегмент вырос на 19,5 процента, легковой - на 34,1 процента. Он остается крупнейшим розничным сегментом рынка - в совокупном объеме нового бизнеса доля автолизинга составляет 35 процентов.
- В прошлом году автосегменту значительную поддержку оказали программы субсидирования от Минпромторга России, - рассказал "Российской газетеГ" руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" Андрей Волков. - Сейчас объемы финансирования этих программ сокращаются. То есть сегодня механизмы стимулирования рынка плавно двигаются от мер господдержки к естественным рыночным инструментам. В первую очередь, к ним относится плановое обновление парков и их общий рост, который будет коррелировать с темпом развития экономики в стране.
Генеральный директор "Сбербанк лизинг" Вячеслав Спиров полагает, что на спрос на автомобильном рынке влияет целый ряд факторов - от деловой активности в целом среди потенциальных клиентов до стоимости услуг в сегменте грузоперевозок. "Программы государственного стимулирования, безусловно, влияют на поддержание спроса на коммерческий и грузовой автотранспорт и играют важную роль", - добавил он.
Спрос на автолизинг, помимо государства, поддерживают также совместные программы лизинговых компаний и автопроизводителей. Стоимость передаваемого в лизинг автомобиля по таким предложениям может быть уменьшена на 15 процентов, за счет чего клиент может сэкономить до полумиллиона рублей.
По данным RAEX, государственные компании упрочили свое положение на рынке в прошлом году. Их доля в совокупном объеме нового бизнеса выросла до 55,1 процента. Компании с госучастием обеспечили больше 80 процентов прироста нового бизнеса.
Наиболее часто корпоративные заказчики из числа госкомпаний и госкорпораций используют неценовые критерии оценки при проведении конкурентных закупок лизинга оборудования, строительной и дорожно-строительной техники, автолизинга. При этом в крупных сделках неценовые критерии используются реже, чем в более конкурентных средних и мелких сделках.